Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(автор статьи И.С. Сивоконь)
Как и всякое творение рук человеческих, инфраструктура имеет свой жизненный путь:
Разумеется, основное действие с инфраструктурой, это эксплуатация. Инфраструктура без эксплуатации теряет своё «гордое» название. Но чтобы её эксплуатировать в соответствии (а иногда и не в соответствии) с назначением - она должна быть работоспособной и соответствовать требованиям бизнеса (дела, процесса) или стандартов обеспечения жизнедеятельности человека.
Таким образом, чтобы инфраструктура была инфраструктурой её необходимо:
a) Развивать.
b) Оптимизировать.
c) Поддерживать.
d) Ликвидировать.
Если смотреть на инфраструктуру и с позиции жизненного цикла, и с позиции её прямого предназначения - основные виды операций, связанных с ней - идентичны.
Развитие инфраструктуры становится необходимым, когда существенно изменяются требования к её мощности и эффективности. Например, если мы имеем дело с дорожной сетью, то из-за роста количества проезжающего по дорогам автотранспорта возникают затруднения в движении и «пробки». Поэтому необходимо строить новые дороги или расширять и увеличивать пропускную способность существующих. В связи с ростом населения города требуется увеличивать жилой фонд, расширять трубопроводные сети горячего и холодного водоснабжения, канализацию и т.п.
Пример необходимости развития инфраструктуры при изменении требований к эффективности и рискам, сопровождающим её эксплуатацию - автомобильный транспорт. Из-за того, что человеку хочется жить долго и счастливо, и при этом быть здоровым, на государственном уровне вводятся требования к чистоте выхлопных газов, безопасности автомобилей для пассажиров и пешеходов. Поэтому, чтобы соответствовать изменившимся требованиям, автовладельцы (лица и компании) вынуждены покупать новые или дооборудовать старые автомобили.
С экономической точки зрения затраты на развитие инфраструктуры носят капитальный характер и увеличивают капитализацию/стоимость инфраструктуры (основных средств).
Так как инфраструктура развивается на основании понятных для инвесторов и собственников причин - капиталовложения в её развитие имеют экономическое обоснование. Как правило, рассматривается несколько вариантов (сценариев) развития с экономическими расчётами дисконтированного потока наличности, учитывающих затраты и ожидаемую прибыль. В качестве базы для сравнения также рассматривается и Вариант «0», который предусматривает отказ от развития и сопровождается потерей упущенной выгоды (например, неспособность охватить весь возможный рынок), или повышением себестоимости услуг из-за недостаточной мощности инфраструктурных объектов.
В зависимости от инвестиционной политики и других параметров, и предпочтений инвестор и/или собственник принимает решение о развитии своей инфраструктуры по одному из рассмотренных вариантов, как правило, пользуясь критерием наибольшей экономической привлекательности.