Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
В последней трети 19 века в мире началось бурное развитие промышленной электроэнергетики. И, вопреки более позднему пропагандистскому мифу об отсталости царской России и спасительной «лампочке Ильича», Российская Империя быстро стала в этой области одной из ведущих стран мира. Имена выдающихся российских ученых-электротехников, таких как Павел Николаевич Яблочков, Александр Николаевич Лодыгин, Фёдор Аполлонович Пироцкий, Михаил Осипович Доливо-Добровольский и многих других, навсегда останутся в истории науки.
Давайте же вспомним первые российские электроэнергетические проекты. Конечно, сначала это были тепловые электростанции постоянного тока небольшой мощности, используемые в целях освещения. Ввиду сложностей с передачей постоянного тока на большие расстояния, все первые электростанции обслуживали какой-то близкорасположенный объект. Итак, самая первая в Российской империи электростанция была построена в 1876 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Следующей вехой развития можно считать устройство электрического освещения Литейного моста в Санкт-Петербурге в 1879 году. Это был первый в мире проект по электрическому освещению моста. Затем пришло время главной улицы Северной столицы - Невского проспекта. Интересно, что вследствие дороговизны земли в центре Санкт-Петербурга электростанцию было решено разместить на барже, пришватованной к набережной реки Мойки. Да и за водой для паровых котлов было недалеко ходить! Теперь там установлен памятный знак. В Москве же в честь коронации императора Александра III произошло другое историческое событие: подсветка и иллюминация Московского Кремля с помощью передвижной электростанции! Все это привело к тому, что 16 июля 1886 года, вдохновленный раскрывающимися перспективами Император Александр III подписал устав «Общества электрического освещения» Карла Сименса (кстати, родного брата того самого господина Сименса - основателя одноименного немецкого концерна). Это событие можно считать официальным началом электрической эры в России!
Следующим крупным энергетическим проектом, на который просто необходимо обратить внимание стало строительство электростанции, предназначенной для освещения собственной резиденции Императорской семьи - Зимнего дворца. Так Александр III на своем примере показывал обществу полезность внедрения новых научных достижений. Строительство придворной «фабрики электричества» было поручено технику дворцового управления Василию Леонтьевичу Пашкову. Учитывая небольшую мощность электростанций того времени, перед Василием Пашковым стояла сложная инженерная задача - необходимо было обеспечить электрификацию Зимнего дворца и зданий Эрмитажа с прилегающими территориями, а также в перспективе и всей Дворцовой площади. Сразу скажем, что поставленная задача была решена с блеском. В одном из внутренних дворов Нового Эрмитажа, с тех пор носящего название «Электродвор», для электростанции было сооружено отдельное здание. В традициях того времени, само здание было не простой коробкой с окнами, а интересным представителем архитектурного стиля «модерн». Это тот самый случай, когда архитектура подчеркивала назначение здания.
В машинном отделении дворцовой электростанции было установлено 6 котлов, 4 стационарные паровые машины и 2 локомобиля. В основном было использовано электротехническое оборудование компании «Сименс и Гальске». Общая мощность электростанции достигала 445 л.с. - фантастическая цифра для того времени! Этого было достаточно, чтобы обеспечить в пиковом режиме работу около 5 тысяч ламп накаливания. Интересный факт: для работы электростанции требовалось 30 тыс. пудов угля в год. Привезти в центр Петербурга столько угля само по себе задача не из легких! Дворцовая электростанция интересна еще одной особенностью. Прямо перед Первой мировой войной был реализован проект отопления и вентиляции помещений Эрмитажа специально подготовленным воздухом. Так вот нагрев теплоносителей в этой системе, построенной по принципу «труба в трубе», производился отработанной теплой водой с электростанции! Когенерация в действии! :) После переворота (или революции, как кому больше нравится) 1917 года дворцовая электростанция была закрыта, а Зимний дворец и здания Эрмитажа были подключены к городской системе электроснабжения. Уникальная система обогрева и кондиционирования быстро разрушилась от неквалифицированного обслуживания. Само здание электростанции было разобрано в 1945 году. Очень жаль, потому что это был замечательный памятник русской инженерной истории.
Теперь посмотрим, как развивалась электроэнергетика в Москвe. Пионером строительства электростанций выступало уже упомянутое в этом цикле статей «Общество электрического освещения 1886 года» Карла Сименса. 31 июля 1887 года был заключен первый контракт: на освещение здания Постниковского Пассажа в Москве. Молодая эксцентричная вдова-миллионерша Лидия Постникова пожелала проводить балы при электрическом свете. Во дворе пассажа поставили маленький локомобиль на 30 лошадиных сил, сделали проводку и.... Так описывал Владимир Гиляровский этот знаменательный момент в своей книге «Москва и москвичи»: «...танцевальный зал был освещен ярким белым светом. Собралась вся прожигающая жизнь Москва, от дворянства до купечества...». Здание Постниковского пассажа, к слову, чудом пережило войны, сталинскую и лужковскую «реконструкции» и до сих пор радует нас своим видом на Тверской улице. Уже много лет в этом здании дает спектакли труппа Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой.
Московская городская дума тоже решила не отставать от прогресса. С целью освещения городского центра и наиболее значимых для жизни Москвы зданий было ассигновано 800 тысяч рублей на строительство центральной городской электростанции. Так как то время было короткой эпохой использования постоянного тока, место для электростанции пришлось искать прямо в центре Москвы - постоянный ток нельзя было передать более чем на 1-2 км. И вот в саду старого женского Георгиевского монастыря, основанного при московском князе Василии III (а по другой версии и еще раньше) и упраздненного после частичного сожжения наполеоновскими вояками в 1812 году, было возведено здание для первой московской электростанции. Архитектору нужно было вписать промышленное здание в существовавшую на тот момент архитектурную среду города: старые монастырские здания, церкви, роскошная дореволюционная Тверская в двух шагах. И это было с блеском реализовано: кирпичное одноэтажное здание в стиле русской эклектики с пирамидальной башенкой сразу вписалось в окружающий ландшафт. В машинный зал электростанции установили четыре суперсовременные паровые машины по 200 лошадиных сил каждая. Полная мощность первой очереди электростанции, запущенной в декабре 1880 года, составила 100 кВт. Вся вырабатываемая электроэнергия тратилась на освещение близлежащих улиц и наиболее значимых зданий центра города: Большого и Малого театров, а также Московского университета на Моховой улице. Обратите внимание на перечень первоочередных потребителей электроэнергии: образовательные и культурные учреждения, и ни одного здания правительства, парламента, суда и прочих госорганов. Для жителя России 21 века - это удивительный выбор приоритетов чиновниками, не находите? :) Георгиевская электростанция постоянно усовершенствовалась и через несколько лет достигла своей максимальной мощности 1500 кВт. Однако, в 1897 году была построена новая, значительно более мощная, электростанция на Раушской набережной реки Москвы. Следует отметить, что Раушская станция вырабатывала переменный ток, к тому моменту промышленная генерация постоянного тока уже доживала последние дни. И Георгиевскую электростанцию закрыли...
Однако, здание в Георгиевском переулке продолжало служить москвичам уже под другим именем: Малый манеж. В нем работали магазины, и даже, что символично, проводились выставки в рамках Всероссийских электротехнических съездов. При Советской власти в здании бывшей электростанции было размещено управление первого в Москве таксопарка (все-таки притягивает этот дом все первое!). Старые монастырские церкви также передали в ведение таксопарка, а потом беспощадно разобрали в 1935 году. В конце концов, таксопарк тоже закрыли, и до 1994 года в московском Малом манеже была станция техобслуживания правительственных автомобилей. В 1996 году по распоряжению мэра Москвы Ю. Лужкова в бывшем здании первой в Москве электростанции была проведена реконструкция и был открыт выставочный зал. Тогда же по непонятным причинам историческое название «Малый манеж» изменили на «Новый Манеж». Если будете там, на выставке - вспомните эту замечательную историю!
Заканчивая первую часть нашего рассказа, посвященную самым первым электростанциям России, нельзя не упомянуть первую промышленную гидроэлектростанцию в стране, построенную в 1892 году. Почему так поздно, спросите вы? Ведь первые гидроэлектростанции в США появились на 10 лет раньше... Нам кажется, что ответ связан с географическими особенностями стран. Для эффективной работы гидроэлектростанции нужен мощный напор воды, а где его взять в равнинной России без строительства крупных плотин и водохранилищ? В те годы электричество еще не было настолько жизненно необходимым, чтобы ради него ввязываться в такие глобальные проекты. Поэтому первая в России гидроэлектростанция появилась в той местности, где была возможность обеспечить водный напор без огромных затрат, а именно на Алтае...
Произошло это историческое событие в 1892 году на речке Березовка, близ Зыряновского рудника (ныне город Зыряновск, Казахстан). Автор проекта и руководитель строительства - Николай Николаевич Кокшаров, представитель знаменитой русской династии горных инженеров. Сама электростанция была обычной для того времени: в деревянном здании располагались четыре турбины, мощностью по 50 кВт каждая. Полученная электроэнергия использовалась для питания электронасосов рудника, а также для освещения помещений и иных бытовых нужд. Но чтобы обеспечить бесперебойное функционирование гидроэлектростанции Николаю Кокшарову пришлось применить и некоторые совершенно инновационные для того времени технологии. Это и создание небольшого водохранилища на реке Березовка, совмещенного с системой шлюзов и позволяющего обеспечить круглогодичный необходимый напор воды, и строительство специального желоба-водовода для доставки воды к водонапорным гидроагрегатам. В то время русские инженеры не боялись трудностей, а стремились их успешно преодолеть! Первая российская гидроэлектростанция проработала около 40 лет и была закрыта только после строительства рядом существенно более мощной и современной ГЭС.
В этой статье мы рассказали только о самых первых и самых значимых, на наш взгляд, электростанциях, построенных в Российской Империи в конце 19 века. После них, в период до 1917 года, русскими инженерами-электротехниками было построено еще много выдающихся объектов электроэнергетики. Описание их конструктивных особенностей и исторического значения обязательно будет в наших следующих рассказах...