Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Когда мы берем в руки чью-то монографию, научную работу, статью, редко задумываемся об её авторе. Какую он прожил жизнь? Что это был за человек? Почему он посвятил всю свою жизнь работе в этой области? Притула Всеволод Всеволодович, кто он? Доктор технических наук, профессор, действительный член Жилищно-коммунальной академии РФ и Российской академии естественных наук. Титулы, регалии, звания, но где же человек? Что такого он сделал, что удостоился всего этого, каким он был в жизни?
Шёл 1937 год. В этом году были подведены итоги второго пятилетнего плана: успешно завершены строительства и вводы в эксплуатацию многих промышленных предприятий страны, произошел рост механизации и энерговооруженности сельского хозяйства. Получены достижения в области науки, техники, образования, приобщения огромных масс населения к достижениям культуры.
Однако, жизнь не так проста, в этом же году после февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП (б) (1937 г.) усиливаются репрессии, охватившие все регионы и все без исключения слои общества, от высшего руководства страны до бесконечно далеких от политики крестьян и рабочих.
Так случилось, что в этот раздираемый противоречиями год, ставший трагическим символом горя и ужаса постигшего нашу страну, в семье Всеволода Александровича Притулы (научный работник) и Валентины Викторовны (музыкант) рождается мальчик - Всеволод.
Всеволод родился и рос в незаурядной семье. Его дед, Притула Александр Фомич, был крупным ученым, инженером, преподавателем, исследователем, первооткрывателем. Его имя в нефтяных кругах было хорошо известно: как в дореволюционной России, так и в Советское время - он являлся главным инженером нефтепромыслов Северного Кавказа. В 1926 г. А.Ф.Притула возглавил в столичном Институте народного хозяйства им. Г.В.Плеханова на промышленном отделении экономического факультета специальный курс «Нефтяной цикл» (кафедру), а после формирования Московского нефтяного института (МНИ), являясь одним из участников создания этого вуза, первым возглавил в нем кафедру «Транспорт и хранение нефти» (1930 г.). Он уделял очень большое, всестороннее внимание качественной подготовке инженеров по проектированию и эксплуатации объектов транспорта и хранения нефти, разработал перечень и основное содержание дисциплин, преподаваемых на кафедре.
В 1932 г. при строительстве магистрального продуктопровода Армавир - Трудовая (Никитовка) Александр Фомич, будучи еще с 1920 г. официальным научным консультантом по нефтяным вопросам Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР (по совместительству), аргументировано показал и впервые в практике привел к реализации идею телескопического трубопровода, что дало стране экономию многих тонн металла.
Профессор А.Ф.Притула - автор множества печатных трудов, посвященных трубопроводному транспорту и нефтяной промышленности, подробному анализу зарубежного опыта и, что необходимо особенно подчеркнуть, самых первых полновесно составленных и прекрасно написанных отечественных учебников, на долгие годы ставших настольными книгами для студентов, производственно-технических и научных работников отрасли.
Отец, Притула Всеволод Александрович, так же посвятил себя нефтяной и газовой проблематике. Он окончил МНИ, стал коррозионистом. Перед Великой Отечественной войной изучал коррозионную стойкость чугуна и доказал самопроизвольное затухание коррозионного процесса за счет формирования продуктов коррозии. В.А.Притула - создатель первого свода правил СССР по защите от подземной коррозии (1939 г.). Прошёл дорогами войны, награжден пятью медалями, в т.ч. «За оборону Москвы» и «За трудовую доблесть». Он участвовал в строительстве первого крупного газопровода Саратов - Москва, открывшего список магистральных газотранспортных объектов нашей страны, появление которых предвидел его отец А.Ф.Притула. Является автором 10 монографий, 5 из которых переведены и изданы за рубежом.
Еще во время войны Всеволод идет в первый класс. Тогда же у него зарождается хобби, которое привил ему отец. Всеволод Александрович увлекался марками, посвященными авиации, и как-то показал свой альбом сыну. Конечно в то время, сороковые-пятидесятые годы прошлого века, каждый мальчишка собирал марки, однако юный Всеволод не только стал просто копить марки: он их систематизировал, собирал в коллекции. Благодаря этому он смог стать бронзовым лауреатом на первой международной выставке по филателии в Москве в 1957 г. С этого года он является членом-учередителем Московского городского общества коллекционеров. Впоследствии принимал участие в различных выставках в качестве коллекционера или в составе жюри. В 1974 г. в Будапеште на Международной филателистической выставке «Аэрофила-74» отмечен Большим призом и золотой медалью. Он также являлся почетным членом филателистических организаций США и Бельгии, членом Международной ассоциации филателистических журналов. Увлечение марками позволило В.В.Притуле познакомиться и подружиться со многими интересными людьми, например руководителем Международного олимпийского комитета Хуаном Антонио Самаранчем.
Закончилась Великая Отечественная война, страна-победительница стала вставать на мирные рельсы. Теперь, поднимая Отчизну из руин, весь потенциал нашего государства был направлен на восстановление разрушенной инфрастуктуры и воспитание нового поколения рабочих, крестьян, инженеров, с энтузиазмом восполняя тягость потерь.
Много внимания уделяется физическому воспитанию и развитию нации. И, конечно же, юный Всеволод активно участвует в спортивной жизни. Прекрасные природные атлетические данные, с присущим ему бойцовским характером, приведут его в профессиональную волейбольную команду московского «Спартака». Он будет принимать участие в международных соревнованиях. И, будучи еще студентом, удостоится присвоения звания «Мастер спорта». Впоследствии он будет профессионально заниматься баскетболом и футболом, увлекаться теннисом и подводным плаванием, профессионально играть в шахматы.
После окончания школы Всеволод не раздумывает долго, опираясь на многолетний труд и достижения своих предков, и памятуя о чудовищной семейной трагедии (его дед был репрессирован по клеветническому донесению в 1938 г., впоследствии в 1956 г. реабилитирован), поступает в Московский нефтяной институт на кафедру «Транспорт и хранение нефти и газа».
В институте В.В.Притула прекрасно учится. В одном из воспоминаниий, посвященных своему институтскому наставнику В.И.Черникину, он пишет: «Основной профессиональный предмет «Эксплуатация магистральных нефтепроводов» я знал настолько хорошо, что на лекциях Вадим Иванович иногда приглашал меня к доске для совместного решения поставленных математических задач…»
С юных лет ему была присуща скромность, воспитанность и благородство. В институтские годы добавились принципиальность профессиональных и человеческих взглядов, суждений, оценок. В дни студенчества он никогда не пользовался отцовскими возможностями и знакомствами, принципиально отказался от возможного протекционизма и даже оправданной помощи представителей старшего поколения. Ярким свидетельством проявления этих качеств является один институтский инцидент, который В.В.Притула сам выделял в своих воспоминаниях. Это случилось на пятом курсе, на экзамене как раз по любимой дисциплине «Эксплуатация магистральных нефтепроводов». Сдавать тот экзамен В.В.Притуле непредвиденно пришлось не основному лектору, заведующему кафедрой, профессору В.И.Черникину, а одному из штатных преподавателей кафедры, да еще и после пропуска (по вполне уважительной причине) двух последних лекций. Сами темы лекций ему были хорошо известны, но что конкретно рассматривалось на лекциях он не знал. После отличных ответов на первые два вопроса экзаменационного билета имела место полная уверенность в такой же оценке ответа и на третий вопрос (рассмотрение которого пришлось как раз на пропущенные лекции), поскольку подготовку к нему Всеволод Всеволодович хорошо выполнил самостоятельно по учебнику В.И.Черникина, где этот вопрос был подробно изложен. Все шло к повышенной стипендии. Но едва начавшийся ответ экзаменатор остановил словами о том, что в связи с нездоровьем Вадима Ивановича последние лекции читал он и затронутый в билете вопрос трактуется им иначе, чем в написанном профессором учебнике. Попытки все-таки дать ответ на заключительный вопрос билета приводили только к ухудшению ситуации и, в итоге, вместо ожидаемой оценки «отл» («5»), В.В.Притуле было поставлено «удовл» («3») в сопровождении уничтожительных слов о незнании предмета и напрашивающейся оценке «неуд» («2»). Студент-отличник стал жертвой «альтернативного» подхода, а точнее самодурства со стороны преподавателя. Описанный «негативный» случай происходил в присутствии других готовящихся к ответу студентов и имел продолжение (далее цитирование из воспоминаний В.В.Притулы): «Когда, спустя две недели после зимних каникул, Вадим Иванович узнал об этой истории … он попросил меня зайти к нему после получения на кафедре темы дипломного проекта. Предчувствуя, о чем пойдет разговор, я захватил с собой тот злополучный листок с формулами, который я по наитию утащил после экзамена. Выслушав всю историю (включая рассказ о моих волейбольных достижениях, а к этому моменту мне было присвоено звание мастера спорта СССР), и просмотрев записи на листке, Вадим Иванович предложил мне чисто формально пересдать ему этот экзамен. Немного помедлив, я поблагодарил его, но от пересдачи отказался»… Следует заметить, что «эта история получила свое заключение спустя четыре месяца» в день окончания учебного института - усилиями заведующего кафедрой справедливость в отношении студента В.В.Притулы была достигнута.
После защиты дипломного проекта молодой специалист летом 1959 г. приходит работать во Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (эта организация меняла свое официальное полное название неоднократно, чуть ли не 10 раз, однако аббревиатура ВНИИСТ при этом оставалась неизменной и она явилась своеобразным собирателем, интегратором множества важнейших для трубопроводной отрасли научно-технических разработок, выполненных в разные годы учеными и специалистами института. Эта аббревиатура способствовала тому, что постепенно формировались и укреплялись словосочетания «знаменитая организация», «знаменитый НИИ» и т.д.), где проработал всю свою жизнь, более 55 лет.
Продолжая дело отца, он изучает влияние блуждающих токов на коррозионные процессы, микробиологическую коррозию и почвенную коррозию в районах Западной Сибири, Якутии и в местах с распространеными многолетнемерзлыми грунтами. В стенах ставшего родным ВНИИСТа Всеволод Всеволодович плодотворно работал над коррозионной защитой магистральных трубопроводов и одним из наиболее известных его новаторств в этой области являются протяженные гибкие аноды для установок катодной защиты. Его разработка противокоррозионной защиты трубопроводов запатентована в различных странах Европы, Азии и Америки. Он является автором более 40 изобретений и 8 патентов.
Он оставался верен этим стенам в разные годы: брежневский застой, перестройка, рейдерские захваты, новое время не выбили его из седла. Он продолжал трудиться, творить до последней минуты. Ничто не могло сломить этого человека! Преданность была одной из его отличительных черт. Коллеги, работавшие с ним бок о бок долгие годы, зная о его увлечении филателией, отправляясь в командировку или отпуск, со всех концов света слали ему письма. Как разноцветные бабочки из разных уголков Земного шара слетались к нему марки, пополняя его коллекцию.
Всеволод Всеволодович всегда отличался терпением, выдержкой и силой воли. В последние годы он перенес несколько операций, но даже они не могли поколебать его жажды жизни, работы, творчества. Рубцы еще не затянулись, а Всеволода Всеволодовича уже можно было встретить на рабочем месте, или на международной конференции, выставке или на переговорах.
Его бойцовский характер проявлялся не только на спортивной арене, но и в работе, в личных, научных или государственных делах, он в равной степени везде отстаивал и боролся за правое дело, за свою точку зрения. При этом ему никогда не было присуще необоснованное упрямство, он мог признавать правоту оппонента и даже сотрудничать с ним впоследствии.
В научных спорах и дискуссиях Притула, как искусный танцор, вёл своего оппонента, то удаляясь от предмета спора, то с новой силой обрушивая дополнительные доказательства своей правоты. Практически всегда ему удавалось отстоять свое мнение по рассматриваемому вопросу.
Если дело касалось государственных интересов, то он всегда задействовал весь имеющейся в его распоряжении арсенал знаний и выходил победителем. Однажды, во время работы в Ираке, он уладил конфликтную ситуацию между СССР и Ираком, обнаружив причину коррозионных отказов водопроводов теплоэлектростанции в Нассирии. В результате, вместо штрафа за допущенный брак при строительстве в размере 3 млн. динаров, Советский Союз получил новый контракт на 1 млн. динаров.
За огромный вклад в развитие нефтегазовой отрасли В.В.Притула был награжден медалями «За трудовую доблесть» (1986 г.), «Ветеран труда» (1985 г.), «За общественные заслуги» ЧССР (1968 г.), удостоен звания «Заслуженный работник Минтопэнерго России» (1994 г.), зн. «Отличник Миннефтегазстроя» (1987 г.), «Отличник Роснефтегазстроя» (1997 г.), «Участник строительства газопровода Уренгой-Помары-Ужгород» (1984 г.), «Участник строительства газопровода Уренгой-Новопсков» (1989 г.), двух золотых и шести серебряных медалей ВДНХ СССР. Заслуженный изобретатель СССР (1980 г.), заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ (1998 г.).
Всеволод Всеволодович был ещё и артистической натурой. Выступая на конференциях, заседаниях, собраниях или готовя материал для публикации, он раскрашивал красками сухой блеклый материал. Каждое его публичное обращение было сродни маленькому выступлению актера на подмостках театра, а каждая печатная работа - литературному произведению с использованием различных приемов написания, основываясь не только на особенностях языка, но и непосредственно на его поэтическом звучании. Он умело подбирал и уместно использовал художественные приемы при написании материала, что определялось его авторской стилистической особенностью, богатейшим словарным запасом, художественным вкусом и конкретным способом разработки каждой отдельной вещи. Вот почему его работы - не безжизненный набор информации, они наполнены звучанием, мягкостью и красотой. Будучи большой творческой личностью, он пробует себя в различных жанрах: научные статьи, научно-популярные тексты, рассказы, стихи… Например, в 1982 г. В.В.Притула публикует крупную научно-популярную работу «Почтовые маяки пятого океана», в которой рассказывается об истории развития воздухоплавания и авиации через призму филателистических материалов из его коллекции.
Всего из под его пера вышло более 400 научных трудов (некоторые переведены на иностранные языки), включая 5 монографий, в которых отражены: многолетние изыскания в области коррозии магистральных трубопроводов под действием блуждающих токов, разработки новых устройств эффективной электрохимической защиты трубопроводов, аналитические труды по микробиологической коррозии и коррозионным свойствам вечномерзлых грунтов, определение остаточного ресурса трубопроводов в зависимости от качества работы электрохимической защиты и от агрессивности среды, расчет остаточной скорости коррозии на объектах с действующей системой ЭХЗ.
Благодаря многочисленным трудам Всеволода Всеволодовича, последующие поколения его учеников и просто работников отрасли будут дальше развивать его идеи, мысли, разработки. Незримо он будет для них учителем, направляющим, задающим вектор правильного пути, работы, жизни. А все те, кому повезло работать и общаться с ним, никогда не забудут этого замечательного светлого человека!