Как на Черном море построили первую в России промышленную электростанцию трехфазного переменного тока

1.jpg

Юг Российской Империи, Кубань, 1893 год. Именно здесь была построена первая в стране промышленная электростанция трехфазного переменного тока. Но началась эта история немного раньше в 1891 году… Германская империя, Франкфурт-на-Майне, 1891 год. Выставочные помещения Всемирной электротехнической выставки. Именно здесь должно было случиться генеральное сражение знаменитой «войны токов» между сторонниками применения постоянного и переменного тока. Все посетители выставки были поражены фактом освещения помещений выставки и работы небольшого искусственного водопада с использованием электроэнергии небольшой гидроэлектростанции, расположенной за 170 км от Франкфурта в местечке Лауфен. Трехфазный переменный ток передавался в Франкфурт по первой в мире ЛЭП. Это был полный триумф партии «переменного тока» под предводительством знаменитого русского инженера Михаила Доливо-Добровольского, работавшего тогда в немецкой электротехнической компании AEG. Среди посетителей выставки был талантливый русский инженер Александр Щенснович, командированный на выставку Владикавказской железной дорогой. Вероятно под впечатлением уведенного, инженер Щенснович вернулся в Новороссийск с привлекательным предложением для владельце компании..

2.jpgИнженер Щенснович

Российская империя, Новороссийск, 1892 год. Руководство Владикавказской железной дороги начинает реализовывать амбициозный проект по строительству крупнейшего в Европе элеватора для хранения зерна. Зерно планировалось доставлять в Новороссийск по железной дороге с последующей перегрузкой на морской транспорт. Тут то и появилась идея, продвигаемая Александром Щенсновичем - для повышения производительности труда строить сразу полностью электрифицированный элеватор. И надо сказать идея нашла живой отклик у руководства компании, деньги инженеру выделили очень быстро. Уже летом 1892 года Владикавказская железная дорога заказывает молодой швейцарской компании «Браун-Бовери» (теперь это всемирно известный концерн ABB) конструкторскую документацию и чертежи необходимых электродвигателей и генераторов трехфазного переменного тока. Оборудование по чертежам собирали сами, в собственных мастерских Владикавказской железной дороги в Новороссийске. Паровые котлы для электростанции также изготовили на месте, на Новороссийском чугунолитейном заводе. И вот наступил знаменательный день…

3.jpg

Тот самый элеватор

Весной 1893 года была запущена в эксплуатацию тепловая электростанция Владикавказской железной дороги. На тот момент - это была самая мощная в мире промышленная электростанция трехфазного переменного тока. Шесть паровых котлов системы Шухова, четыре паровые машины фирмы «Бейхельт и Ко» (Германия), четыре трехфазных генератора переменного тока, изготовленные в Новороссийске. Полная мощность электростанции составляла 1,2 МВт. И вся электроэнергия расходовалась только на механизацию производственных процессов в новом элеваторе. Зерно принималось, подавалось в хранилища и доставлялось по транспортерам на пирсы с помощью электроэнергии, без использования ручного труда. Процесс работы всех этих устройств выглядел в те годы волшебством, поэтому на элеватор даже водили специальные экскурсии с обязательны подъемом на смотровую площадку, расположенную на 9м этаже центральной башни. У посетителей захватывало дух, по тем временам это был настоящий небоскреб! Выше башни элеватора было только дымовая труба электростанции, ставшая настоящим символом Новороссийска на долгие годы …

Тэги: история, наука, новороссийск, производство, промышленность, россия, строительство, тепловая энергия, электрик, электричество

comments powered by HyperComments