Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(отрывок из книги И. С. Сивоконя «Руководство по поддержанию инфраструктуры для бизнеса и человека»)
Добыча нефти и газа, как известно, технологически не сложный, но опасный производственный процесс. Это связано с тем, что нефть и газ взрывоопасны, производственное оборудование по их добыче и транспорту работает под давлением до 200 - 300 атм. в случае добычи газа и до 40 атм. при добыче нефти. Минерализованная вода, которая добывается вместе с нефтью и газом из добывающих скважин, а также содержащиеся в добываемом природном газе сероводород и углекислый газы, обладают коррозионной агрессивностью и сильно влияют на состояние объектов инфраструктуры.
Всегда существует конфликт интересов при поддержании инфраструктуры, в том числе частое нежелание собственников и руководителей содержать инфраструктурные объекты в надлежащем состоянии и выполнять ремонтные работы в необходимых для их безопасной работы объёмах. На фото 1 показан способ ремонта сосуда, работающего под давлением, в котором по технологии находится минерализованная пластовая вода, нефть и природный газ, содержащий до 2% сероводорода. Ремонт, очевидно, был осуществлён после опасной протечки и имел целью герметизацию аварийного сосуда. Способ ремонта - установка деревянной заглушки типа «чопик» с применением герметизирующей ткани типа мешковина.
Фото 1. «Оригинальный» способ герметизации и послеаварийного ремонта сосуда, работающего под давлением на одном из месторождений нефти и газа в Удмуртии, РФ.
Показанный на фото 1 метод ремонта, разумеется, не соответствует никаким нормам и представляет прямую опасность аварии с возгоранием и взрывом, последствия которой могут привести не только к крупным материальным потерям, но и к гибели людей. Главная причина такого отношения к промышленной безопасности и состоянию инфраструктурного объекта — недооценка рисков и отсутствие достаточного в рамках норматива финансирования мероприятий по поддержанию инфраструктуры.
В продолжение данной темы можно привести пример ремонта аварийного трубопровода, на который был установлен «хомут», также не соответствующий никаким нормам безопасности (см. фото 2)
Фото 2. «Хомут» для герметизации аварийного трубопровода на нефтяном месторождении.
На фото 2 видно, что «хомут» не обеспечивает герметичность, его конструкция такова, что сварка, выполненная «абы как» может в любой момент разрушиться и тогда может произойти ещё одна авария с, как минимум, экологическим ущербом.
К сожалению эту фотогалерею можно продолжать бесконечно и чтобы найти подходящие «шедевры» достаточно выйти на улицу или критично осмотреть собственное жилище.