Как происходит коррозия автомобилей и можно ли с этим бороться?

Все во вселенной стремится к снижению общей энтропии и термодинамического потенциала системы. Автомобили, на которых мы передвигаемся, гоняем, а, может быть, просто владеем, как мебелью, неумолимо следуют по тому же пути. Сталь кузова и деталей машины, находясь в контакте с кислородом, превращается в оксиды железа, а алюминиевые сплавы, потеряв естественную защиту в виде пленки из окислов, моментально рассыпаются горкой оксидов и гидроксидов. Так по каким же причинам происходит столь ненавистная всем, ну или почти всем (наверное, кроме некоторых убежденных «кастомайзеров», которые только и мечтают, чтобы их автомобиль поскорее превратился в ржавый стильный «кастом» на модных колесах-разварках) автомобилистам коррозия? 

car1.jpg

Предположим, мы передвигаемся в сложных погодных условиях, т.е., например, в дождь, на дороге грязь и слякоть, как ни крути, вся эта «жижа» осядет на колесных арках и днище авто, и еще где-нибудь, куда сможет попасть. Итогом такой поездки будет слой, от которого можно избавиться только механическим путем, т.е. само, как говорится, не отвалится.

Что же происходит в местах скопления такого вида налета?

В местах повреждений ЛКП (лакокрасочных покрытий) будет контакт проводника второго рода - электролита (налипшей грязи или, например, влаги, скопившейся в слое шумоизоляции под ногами водителя) с металлом, что в условиях присутствия кислорода, неизбежно приведет к электрохимической коррозии.  Пока слой сухой, коррозионные процессы протекают пренебрежимо медленно, а вот стоит проехать по луже или повыситься общей атмосферной влажности, то тут уже образуются классические микро- и макро- анодные и катодные зоны. В результате чего полным ходом идет электрохимическая коррозия. Вот, например, если в дождь заглянуть под авто, то на металлических поверхностях, при наличии повреждений ЛКП или других гальванических покрытий, будут видны  капельки бурого или серебристого цвета в зависимости от металла. Это и есть результат электрохимической коррозии, сопровождающийся выносом металла. Так же, в скрытых полостях автомобиля, таких как, например, пороги или лонжероны, где изнутри затруднено нанесение ЛКП и высыхание влаги идет медленнее, чем на открытых поверхностях, будет идти такой же процесс электрохимической коррозии.

car2.jpg

Атмосферная коррозия, в чистом виде, не является сильной угрозой для деталей авто, т.к. будет замедляться или прекращаться вовсе после появления определенного слоя оксида железа (налета бурого цвета, в простонародье - ржавчины) на поверхности, в силу прекращения доступа кислорода к поверхности металла (подробнее про атмосферную коррозию можно прочитать здесь). Но, при осадках, проезде через лужи и т.п. все перерастет в электрохимическую коррозию со всеми вытекающими.

Почему же со временем портится ЛКП автомобиля?

Как мы все знаем, ничего идеального в мире нет, и изоляционные покрытия не исключение, поэтому, заводское ЛКП после двух-трех, а тем более пяти лет эксплуатации автомобиля будет иметь места повреждений и коррозия начнет свое «грязное» дело.

Казалось бы, 21 век - технологии, но реальность такова, что, как раз, развитие общества и повышение уровня жизни ведет к уменьшению срока службы некоторых вещей. В частности, современные ЛКП для авто разрабатывают с учетом экологических требований и это уже совсем не те ЛКП, что были, например, в 60-70 или 80-90е годы 20 века. Добавьте еще туда же качество нанесения и т.п.

Но основные причины остаются прежними: прямое попадание солнечных лучей, механические сколы, банальное старение ЛКП.

Так же, на протекание коррозионных процессов влияет качество металла и термообработка самих сплавов, из которых изготовлены детали автомобиля. Более качественные и термообработанные стали и сплавы корродируют медленнее, это связано с тем, что в таких сталях гомогеннее внутренняя структура и меньше примесей, которые являются очагами коррозионного процесса. Поэтому коррозия, например, кузовных элементов отличается от коррозии некоторых элементов подвески и ходовой части.

car3.jpg

 

Так как же защититься от коррозии автомобиля?

Существует несколько распространенных способов, имеющих свои достоинства и недостатки.

Наверное, самым распространенным, и, возможно, правильным (кстати, именно таким способом пользуется наша компания) является замена авто на новое через несколько лет эксплуатации. Ведь правильно звучит цитата Генри Форда: «Женщина - это не только вагон удовольствий, но и три, а то и четыре тонны проблем». Ой, это не то :). Вот: «Лучшая машина - новая машина». Конечно, маркетинг, но все же.

С технической точки зрения, удаление кислорода (например, хранить авто в космосе? Привет Илону Маску!) так же прекратит процесс коррозии, но там не будет работать двигатель внутреннего сгорания. Опять Илон Маск??

Достаточно эффективным методом защиты является применение цинковых покрытий, как на элементах кузова, так и на элементах подвески. Честные «цинкованные» кузова служат заметно дольше, чем кузова имеющие только ЛКП. Технология основана на протекторных свойствах цинка по отношению к железу. Цинк становится анодом и, разрушаясь сам, защищает тем самым сталь кузова. Но, когда-то слой цинка износится и сталь опять отправится по пути снижения мировой энтропии...

Так же, возможно использование более коррозионно-стойких материалов, как, например, нержавеющие сплавы или пластмассы или даже карбон. Все конечно помнят замечательную трилогию «Назад в будущее», там, как раз, «снимался» автомобиль с кузовными элементами из нержавеющей стали - DMC-12 DeLorean. Или, например, легендарный «пластиковый» Trabant.

Но, до сих пор, в массовом производстве автомобилей, присутствуют стальные элементы, которые, так или иначе, будут корродировать. Поэтому и применяют более дешевые и доступные методы, в частности - антикоррозийная обработка специальными составами.

Что она из себя представляет?

В основе этого метода лежит все тот же принцип ограничения доступа кислорода к поверхности металла. Т.е., при нанесении состава, должно быть обеспечено, так называемое, перекрытие пор у защитной пленки антикоррозийного состава. И принцип: «кашу маслом не испортишь» здесь имеет место быть. Но, как и любая каша, защитная пленка, рано или поздно смоется водой при езде в дождь или по лужам. Вода, ведь, как известно и камень точит! Соответственно, нужно с определенной периодичностью обновлять защитную пленку, что отнимает время и, соответственно - деньги. Этот факт является минусом данного типа антикоррозионной обработки.         

Составы на основе битума (здесь речь идет в первую очередь о днище, колесных арках и т.п.) более стойкие для струй воды и песка из-под колес. Однако, и они, со временем, при высыхании могут начать трескаться, что может привести к еще худшим последствиям в результате скапливания влаги и грязи в трещинах и отслоениях, соответственно, и процессам электрохимической коррозии. Обновление таких видов покрытий сопряжено с определенными трудностями удаления ранее нанесенного слоя, поэтому, зачастую, комбинируют на разных элементах авто так называемые прозрачные МЛ-составы и составы на основе битума. Наверное, самым распространенным отечественным составом для скрытых полостей является «Мовиль». Известный как «Москва-Вильнюс», по названиям городов, в НИИ которых он разрабатывался.

Одно время были идеи по внедрению стационарной протекторной защиты элементов стальных кузовов легковых автомобилей. Суть заключалась в том, что на кузовной элемент (изнутри), посредством специального диэлектрического клея, крепится плоский протектор, который «электрически» соединяется проводом с этим самым кузовным элементом. В момент нахождения протектора в «грязной» увлажненной зоне присутствия электролита (грязи) работает гальваническая защита поврежденных участков элемента кузова. Но такой метод широкого практического распространения не получил. Видимо из-за сложности монтажа и низкой вероятности попадания протектора в зону постоянного присутствия электролита.

Достаточно активно, особенно на сравнительно старых моделях авто, применяются пластиковые локеры колесных арок (в простонародье - подкрылки), всяческие защиты, брызговики и т.п. Такие элементы действительно хорошо защищают большие площади поверхностей кузова от механического воздействия песка, воды и грязи из-под колес. Но, при их установке, зачастую, особенно локеров, их банально крепят шурупами-саморезами прямо к крыльям и кузову, что портит ЛКП в местах креплений и, в последствие, приводит к электрохимической коррозии этих мест. Поэтому установка таких защит целесообразна сразу после антикоррозийной обработки МЛ-составами. Многие современные модели авто в таких элементах не нуждаются, т.к. с завода оборудованы мягкими противошумными подкрылками.

В любом случае, какой бы способ защиты от коррозии Вы не выбирали, берегите свои авто, безопасной езды Вам и, как говорят, «ни гвоздя, ни жезла»!

Тэги: коррозия

comments powered by HyperComments