Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Погиби - это маленький, почти заброшенный поселок, находящийся практически на самом побережье острова Сахалин. В этом месте разворачивалась история нескольких грандиозных строек, от которых, недалеко от поселка под открытым небом, остался целый покинутый индустриально-жилой комплекс с большим количество разнообразных артефактов середины и конца 20 века. Для любителей прогуляться по индустриальным зонам и почувствовать себя сталкером - это рай. Но так как добраться до поселка Погиби сможет далеко не каждый, в этой статье мы покажем Вам краткий фотообзор этих мест, сделанный во время одной из командировок наших сотрудников на остров Сахалин…
Но начнем мы с краткого исторического экскурса. В окрестностях поселка Погиби, через одноименный мыс, проходит самый короткий путь через пролив Невельского на материковую часть России. И вся история поселка связана с этим маршрутом. Когда русские исследователи и торговцы впервые прибыли на Сахалин, территория поселка уже использовалась, как летнее стойбище местных охотников и оленеводов. Они и дали этому месту название. Современное название Погиби - это искаженное нивхское слово «погоби (похоби)» — «место поворота». Уже в те времена аборигены пользовались эти местом для переправы с Сахалина на материк. По тем же соображениям в 19 веке через Погиби пролегали маршруты беглых каторжников.
Индустриальная история освоения поселка началась в конце 19 века, с прокладки через пролив первого телефонного кабеля. А прямо перед Великой Отечественной войной в поселок пришла первая большая стройка. В апреле 1940 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве магистрального нефтепровода Оха - Софийск для транспорта добываемой нефти с острова Сахалин на материк и снабжения дальневосточных перерабатывающих заводов сырьем. В те годы население Погиби временно увеличилось более чем в 10 раз. Как и было принято в те времена, основной контингент строителей составляли заключенные. Прокладка подводного перехода строящегося нефтепровода через пролив была осуществлена в феврале-марте 1942 года. Строители выложили на льду и сварили в плеть весь подводный переход, затем рядом с ним прорубили во льду канал, куда и опустили со льда весь трубопровод. С 1943 года нефтепровод Оха - Софийск начал перекачку нефти!
Следующая великая стройка, а вместе с ней и люди, пришла в Погиби примерно через 10 лет. По личной инициативе Генерального секретаря ВКП (б) Иосифа Сталина, начиная с 1950 года в Погиби велась реализация грандиозного проекта - железнодорожного тоннеля, который должен был связать между собой Сахалин и материковую часть СССР. Были выполнены все подготовительные работы и уже началась разработка самого тоннеля, как вдруг, в 1953 году, Иосиф Сталин скончался. После его смерти, несмотря на вложенные огромные средства и довольно высокую степень готовности проект был закрыт под тем предлогом, что его строительство «не вызывалось нуждами народного хозяйства». И люди снова покинули поселок…
До середины 80-х годов 20 века в поселке была размеренная жизнь. Основным занятием местных жителей было обслуживание построенных магистральных трубопроводов. Некоторые жители занималась заготовкой леса и рыболовством (как на рыбокомбинате, так и для собственных нужд). В поселке уже тогда процветало натуральное хозяйство, даже сельсовет был закрыт еще в 1972 году. Но в 1985 году человек опять бросил вызов проливу Невельского - через пролив велось строительство магистрального газопровода «Оха - Комсомольск-на-Амуре». В это раз подводный переход строился другим способом - тысячетонный дюкер протаскивался через пролив буксирными судами!
По завершении этой стройки жизнь в поселке окончательно замерла и законсервировалась. Сейчас там проживает всего несколько семей, занятых все тем же обслуживанием нефтяников и газовиков, работой на местной метеостанции и ведением собственного хозяйства. Несколько пустых домов всегда содержится в готовности для размещения вахтовиков и проезжих командировочных, таких как мы :) Интересно, что печи в Погиби топят газом, его там точно избыток при таком количестве проходящих около поселка магистральных газопроводов. Магазинов в поселке нет - ближайший на материке. В конце 90-х годов приезжал в Погиби тогдашний министр железнодорожного транспорта Николай Аксененко с идеей возродить строительство железнодорожного тоннеля, но это так и осталось проектом…
Ну да ладно, хватит слов! Давайте отправимся на прогулку по окрестностям поселка и посмотрим, что же там осталось после всех этих грандиозных строек!
Самая короткая дорога от соседнего жилья на Погиби - на катере с мыса Лазарева, через пролив Невельского.
На побережье мыса Погиби сразу начинаются завалы брошенной строительной техники. Вроде бы, где-то здесь по проекту было начало непостроенного железнодорожного тоннеля.
Стоящий на мелководье экскаватор в сильный ветер скрипит, размахивая ковшом, и как будто плачет…
Еще техника на побережье и развалины причала, построенного, в том числе, и из труб.
Много брошенных лодок, на заднем плане виден неработающий маяк.
Единственное человекоподобное существо на побережье. Охраняет что-то?
Еще прямо на побережье растут такие малыши. Природа старается забрать обратно территорию, брошенную человеком.
Еще лодки.
А вот и судно побольше, но тоже брошено. Может это один из тех буксиров, которые в свое время протаскивали через пролив газопровод? Все полезное с него, конечно, уже снято местными жителями.
В сам поселок на катере удобнее добираться по одноименной реке Погиби. Правда, в отлив это невозможно. Местная река - главное место рыбного промысла жителей поселка. Естественно, в Погиби ловят сетями. Всю икру добывают здесь. Местные жители ее не консервируют: здесь другой рецепт. Икру порциями не меньше килограмма солят и быстро замораживают, а по необходимости отогревают и пускают в пищу. Дополнительно присолить или поперчить свою миску красной икры каждый может сам, по вкусу.
Если пройти дальше от побережья вглубь острова, начинаются останки бывшего поселка нефтяников.
Бытовки Миннефтегазстроя.
Там же, около поселка, остатки железной дороги. Неужели та самая, недостроенная при Иосифе Сталине? Сейчас это путь из ниоткуда в никуда…
В Погиби есть и свои небоскребы. Вот такой маяк, например.
Самое загадочное сооружение поселка - шестигранная наблюдательная вышка, «гайка». Может быть, ее использовали для наблюдения за заключенными на сталинских стройках? Эта фотография сделана с самой высокой точки в окрестностях, на которую можно забраться без риска для жизни - маяка с предыдущей фотографии. Он, кстати, работает.
Еще несколько видов с маяка:
Брошенное жилье и производственные здания.
Вид на пролив Невельского.
Тайга.
Еще в Погиби, чуть поодаль от основной территории, есть землянки.
А вот и сам современный поселок, где и живут люди. Кстати, не нужно их жалеть или им сочувствовать. Они привыкли к такой жизни и находят в ней много своих радостей. Далеко не факт, что в каменных джунглях современных городов им будет лучше…
Рядом с Погиби есть и дорога. Кажется, она идет по просеке, которую прорубали в начале 50-х годов 20 века для строительства железнодорожной линии. По ней на полноприводном «Камазе» мы и покидаем поселок Погиби...
Надеемся, это была интересная фотопрогулка. Сколько же таких мест, забытых и заброшенных, в нашей стране! Если будет возможность - поезжайте в Погиби в отпуск :) Местные жители с удовольствием поселят Вас в одном из пустующих домов, продадут Вам свежей икры и поделятся другими загадочными легендами и историями об этом замечательном месте!