Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(автор статьи И.С. Сивоконь)
Как и всякое творение рук человеческих, инфраструктура имеет свой жизненный путь:
Разумеется, основное действие с инфраструктурой - это эксплуатация. Инфраструктура без эксплуатации теряет своё «гордое» название. Но чтобы её эксплуатировать в соответствии (а иногда и не в соответствии), с назначением - она должна быть работоспособной и соответствовать требованиям бизнеса (дела, процесса) или стандартов обеспечения жизнедеятельности человека.
Таким образом, чтобы инфраструктура была инфраструктурой её необходимо:
a) Развивать.
b) Оптимизировать.
c) Поддерживать.
d) Ликвидировать.
Демографические, экономические, технические, организационные и прочие причины могут заставить бизнес или администрацию прийти к необходимости вывести объект инфраструктуры из эксплуатации.
Выведенный из эксплуатации объект может иметь 2 альтернативы*: 1-я - ликвидация; 2-я - покупка физическим или юридическим лицом для последующего использования. Но рано или поздно и 2-я альтернатива заканчивается необходимостью ликвидации. Наиболее распространённый результат ликвидации - брошенный на произвол инфраструктурный объект, представляющий собой источник экологической угрозы и угрозы для жизни и здоровья человека.
Ликвидация инфраструктурных объектов редко является выгодной с финансовой точки зрения, когда отслуживший свой срок объект можно продать на рынке или хотя бы отдать без оплаты. Чаще возникает ситуация, когда владелец должен понести дополнительные затраты по демонтажу объекта, рекультивации земель, утилизации отходов и другим операциям, связанным с ликвидацией. Этим объясняется наличие множества заброшенных трубопроводов, промышленных объектов, бывших когда-то заводами и фабриками, жилых домой в посёлках и городах, откуда происходит отток населения. И именно поэтому ликвидация выбывших из эксплуатации инфраструктурных объектов и утилизация сопутствующих промышленных отходов является общемировой нерешённой проблемой.
Возможно, в данной области государствам следует «и власть употребить». Невозможно просто заставить бизнес всё за собой убирать. Если уборка стоит хоть каких-либо существенных затрат - всегда найдётся множество причин, чтобы не ликвидировать инфраструктурные объекты.
Решением может служить специальный налог на ввод в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов, поступления от которого будут пополнять специальный фонд, из которого будут финансироваться работы, связанные с ликвидацией не эксплуатируемых инфраструктурных объектов без дееспособных собственников. Т.е. когда претензии предъявлять не к кому.
Положительным примером, когда ликвидация инфраструктурного объекта имеет экономический смысл, является демонтаж выведенных из эксплуатации трубопроводов. Для большинства их них затраты на демонтаж, рекультивацию земель ниже чем стоимость извлечённого из земли металлолома - поэтому в последние годы этот бизнес получил развитие.