Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Глядел я, стоя над Невой, Ф.И. Тютчев Простояв более 150 лет на берегу Невы, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга стал в наше время предметом яростных общественно-религиозных споров и занял первые полосы газет и новостных лент. Прав и знаний высказываться непосредственно по предмету раздора у нас нет, но, чтобы быть в общем тренде, мы тоже решили обратиться к тематике храмовой архитектуры. В этом небольшом обзоре мы расскажем о менее известных широкой публике российских провинциальных церквях, построенных в одну эпоху и в схожем архитектурном стиле со знаменитым собором преподобного Исаакия Далматского. Кажется, повышенное общественное внимание некоторым из них сейчас нужно ничуть не меньше…
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
С середины 19 века в Санкт-Петербурге, неподалеку от Адмиралтейской набережной Невы, стоит величественный Исаакиевский собор. Собор сложной судьбы, уже четвертый по счету с таким названием за историю Северной столицы. Сегодняшний храм строился при царствовании трех императоров: Александра Первого, который собственноручно и утвердил проект собора, Николая Первого, при котором и выполнялись основные строительные работы, и Александра Второго, в царствование которого собор и был, наконец, освящен. Архитектор Исаакиевского собора, француз Огюст Монферран, строил собор 40 лет и скончался через месяц после его освящения. Исаакиевский собор - это прекрасный образец храмовой архитектуры в стиле классицизм. Начиная со времен Екатерины Второй, российское государство все больше утверждалось в своем имперском величии. Поэтому, наверное, старорусские архитектурные традиции уступили место монументальным образам классического греко-римского стиля, как более подобающим наследнице Византии. Москва - это «третий Рим», а Санкт-Петербург - четвертый…. Так, традиционные русские вычурные узорочье и барокко уступили место строгим колоннам, портикам и другим атрибутам классического архитектурного стиля. В провинции также не хотели отставать от столичной моды.
Давайте остановимся на нескольких выдающихся провинциальных памятниках русского зодчества, архитектурно близких собору преподобного Исаакия. Никаких рейтингов здесь нет, порядок упоминания исключительно произвольный…
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», c.Черкасское, Саратовская область
Величественный каменный трехпрестольный храм о пяти главах с четырьмя портиками с дорическими колоннами был построен в 1827 г. в селе Черкасское, близ которого располагалось имение графа Сергея Семеновича Уварова. Сам граф был выдающимся человеком своего времени, увлекался античной историей и литературой, был президентом Императорской Академии наук и министром просвещения Российского государства. Распространена легенда, что этот храм был построен графом в благодарность Господу за возвращение сына с войны 1812 года. Однако, единственный известный и законный сын графа, Алексей Сергеевич Уваров, знаменитый русский археолог и один из основателей Исторического музея в Москве, родился только в 1825 году и к войне с Наполеоном отношения иметь не мог никак…. Но, как бы то ни было, храм был построен.
Граф Уваров придавал огромное значение религиозной стороне жизни русского человека. Он писал: «Без народной религии народ, как и частный человек, обречен на гибель, лишить его своей веры - это значит исторгнуть его сердце, его кровь, его внутренности, это значит поместить его на низшую ступень нравственного и физического порядка, это значит его предать». Или: «Русский, глубоко и искренне привязанный к церкви своих отцов, взирает на нее как на залог семейного и общественного счастья. Без любви к вере предков и народ, и частный человек погибнет. Ослабить веру в них — значит вырвать сердце и лишить крови...».
Храм в селе Черкасском более 100 лет верой и правдой служил своим прихожанам, пока не был закрыт властями в 1929 г. В 1930-е годы храм пытались снести антирелигиозные активисты, изнутри здание взрывалось, но кладка стен уцелела, и израненный храм оставили в покое. В 1997 году началась реконструкция. Сейчас храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» действует и охраняется государством, как объект культурного наследия Саратовской области.
Собор Николая Чудотворца (Никольский собор), поселок Епифань, Тульская область
На юге Тульской области притаился маленький поселок Епифань. Места там знаменитые, в нескольких километрах от теперешней Епифани произошла великая Куликовская битва. Сам поселок был, правда, основан много позже - во времена Ивана Грозного, как крепость Тульской Засечной черты, призванная защищать южные рубежи русского государства от набегов крымских татар. Когда военная опасность миновала, городок начал богатеть и к XIX веку Епифань стала важным торговым центром, славящимся ежегодной ярмаркой.
И вот, в 1810 г. в Епифани начали строить колоссальный городской собор. Начинали строительство по проекту тульского архитектора Т.Т. Тимофеева, кто же достраивал храм в течение последующих 40 лет - неизвестно. В результате был построен величественный кирпичный четырехстолпный однокупольный собор. Здание собора поражает своими размерами и гармоничностью.
В окружении небольших поселковых домиков стоит огромный храм высотой свыше 50 м и общей длиной около 80 м, украшенный с трех сторон портиками с колоннами композитного ордера. С четвертой стороны к собору примыкает трапезная. Сам купол также украшен барельефами колонн и лепниной. Над портиками расположены декоративные шпили, напоминающие традиционные луковичные купола русских церквей.
Когда едешь на машине и из-за поворота появляется собор, захватывает дух. Но так было не всегда. В 1930-е годы храм был закрыт и долгие годы использовался под склад. Только в начале 2000-х годов началась его планомерная реконструкция. Сейчас собор святого Николая находится в идеальном состоянии и украшает собой центральную площадь Епифани. Площадь вокруг собора также содержится в полном порядке. Это место достойно посещения, тем более что совсем рядом расположены музеи и памятники Куликовской битвы!
Воскресенский собор, г. Арзамас, Нижегородская область
Из Тульской области перемещаемся в Нижегородскую, в город Арзамас. Основанный в 1578 г. как порубежная военная крепость, к началу XIX века город богатеет и на общесословном собрании горожан принимается решение о строительстве главного городского собора, по своему масштабу сравнимого со столичными. Строительство было посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 г.
Архитектором собора был выбран уроженец Арзамаса Михаил Петрович Коринфский (Варенцов). Он учился архитектуре в Санкт-Петербурге у знаменитого русского архитектора, создателя Казанского собора в Санкт-Петербурге Андрея Никифоровича Воронихина. Михаил Петрович Коринфский являлся архитектором множества замечательных религиозных и общественных зданий, в частности: главного собора в Симбирске (Ульяновске), зданий Казанского Университета и других. Еще об одном его творении мы тоже будем говорить в этой статье.
Итак, в 1814 г. начались строительные работы, а спустя 28 лет - в 1842 году, собор был освящен под именем Воскресенского - в честь воскрешения Иисуса Христа. Место для строительства выбрали идеально: расположенный на высоком холме пятиглавый храм парит над городской застройкой. Писать о нем сложно - его нужно видеть. Прекрасный образец ампира, Воскресенский собор, в плане имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания - 64 м, высота - 47 м. С четырёх сторон здание украшают монументальные портики с двенадцатью колоннами ионического ордера высотой 13 метров. Треугольные фронтоны украшены фресками на библейские сюжеты. Основной цвет собора - белый, подчеркивающий его строгость и пропорциональность.
Внутреннее убранство Воскресенского собора выполнено в строгом стиле и в полной гармонии с его архитектурным обликом. Внутри храм поразительно светлый и легкий, благодаря большому количеству искусно сделанных окон, которые, в то же время, не нарушают отрешенности от мира человека, пришедшего в храм. Собор в основном украшен монохромными фресками работы местных мастеров Осипа и Александра Серебряковых, посвященными земной жизни Иисуса Христа. В храме находится большое количество старинных икон, самая старинная - икона Воскресения Христова, подаренная Арзамасу самим Иваном Грозным. Алтарные врата главного престола украшены иконами Иисуса Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Николая Михайловича Алексеева, создававшего впоследствии фрески и мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Главными святынями Воскресенского собора в Арзамасе считаются резное распятие - Честной и Животворящий Крест Господень - и икона святого Николы Можайского.
В настоящее время Воскресенский собор возвращён Нижегородской епархии, в целом отреставрирован и является основной достопримечательностью Арзамаса.
Троицкая церковь, с. Пятино, Ульяновская область
Еще один великолепный образец храмового строительства в строгом классическом стиле, также построенный по проекту Михаила Петровича Коринфского, расположен в Ульяновской области, близ небольшого села Пятино. Храм в честь Живоначальной Троицы был построен на средства Анны Ивановны Анненковой в 1832 году, в память об умершем супруге и в искупление грехов сына - декабриста. За участие в восстании на Сенатской площади Иван Александрович Анненков был сослан в Сибирь, его невеста, француженка Жанетта-Полина Гёбль (в православном крещении Прасковья Егоровна Анненкова), последовала за ним. Надо отметить, что деньги на проезд ей выделил сам Император Николай Первый. Брак между молодыми людьми был заключен в Чите, где содержался в заключении Иван Анненков. Судьба и любовь Ивана Анненкова и Полины Гёбль нашли свое художественное отражение в романе Александра Дюма «Учитель фехтования» и в художественном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Троицкий храм в селе Пятино - великолепный образец русского классицизма. Монументальный пятиглавый храм, даже в теперешнем состоянии, разрушенный и разграбленный за годы Советской власти, впечатляет посетителей исключительной гармоничностью. А в XIX веке, по воспоминаниям современников, церковь Живоначальной Троицы в Пятино выделялась еще и художественной отделкой внутренних помещений, особенно главного алтаря. Сейчас сохранились только отдельные фрагменты внутреннего убранства. Около восточной стороны Троицкой церкви находится могила местного святого - старца Максима Пятинского. При жизни старец обладал дарами провидения и целительства. И в наше время к его могиле продолжают приходить паломники за помощью и исцелением.
Несмотря на то, что еще в 1990 году Троицкий храм в селе Пятино был внесен в перечень объектов культурного наследия, до сих пор реконструкция в нем целенаправленно не ведется. Сохранением храма занимаются неравнодушные добровольцы и местные жители. Если есть желание им помочь, то более подробная информация доступна по данной ссылке - https://vk.com/pyatino.
***
В заключение этого рассказа нельзя не упомянуть еще одно известное сооружение, архитектурные формы которого были частично скопированы с Исаакиевского собора. Это Капитолий в городе Вашингтон, местопребывание конгресса США. Существуют подтверждающие документы, что один из архитекторов Капитолия Томас Уолтер воспользовался чертежами Исаакиевского собора при разработке проекта существующего купола здания конгресса. Инновационное оригинальное техническое решение Огюста Монферрана о замене кирпичной кладки купола на металлоконструкции также было повторено американскими строителями (на рисунке Исаакиевский собор и Капитолий). Вот такая забавная история с элементами плагиата…
Данная статья не претендует на математическую точность архитектурных описаний всех упомянутых зданий и не пытается заменить собой специализированные источники информации. Ее цель в другом: напомнить читателю, что, несмотря на войны и в целом варварское отношение к памятникам истории в советский период, архитектурные шедевры в нашей стране все еще можно найти не только в столицах. В самом неожиданном месте Вас могут поджидать величественные памятники прошлого, и, к сожалению, далеко не все они содержатся в подобающем им виде. И чем больше людей будет обращать на это внимание, тем больше шансов будет сохранить их для потомков.
Желаем всем удачных путешествий!
Бонус 1. Церковь Святой Екатерины, село Ляличи, Брянская область
Церковь святой Екатерины была построена в 1797 г. в имении бывшего фаворита Екатерины Второй графа Петра Васильевича Завадовского. Граф даже после отставки от двора императрицы долгое время сохранял к ней любовь, что и определило название собора. Архитектором выступил знаменитый итальянец Джакомо Кваренги, автор многих выдающихся зданий в Санкт-Петербурге. Сам храм очень необычен: по обеим сторонам центрального храма расположены небольшие колоннады, ведущие к небольшим колокольням. Прием с использованием колоннад использовался в русской архитектуре очень редко, самым известным сооружением такого плана является знаменитый в г. Санкт-Петербург Казанский собор, построенный через 15 лет русским архитектором А.Н. Воронихиным.
Бонус 2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, село Перевлес, Рязанская область
И следующий собор тоже очень необычен. В небольшом селе Перевлес Рязанской губернии в 1839 году на деньги местного помещика Ивана Ивановича Барыкова возвели большую церковь, как тогда было модно - в стиле ампир. Главное ее украшение - удивительная колокольня высотой около 60 м. В силуэте колокольни и в некоторых архитектурных элементах внешней отделки, в т.ч. спаренных колоннах, угадывается влияние русского барокко (сравните ее, например, с колокольнями Новодевичьего и Новоспасского монастырей в Москве или Киево-Печерской Лавры). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Перевлес была закрыта советскими властями в 1936 году, и с той поры медленно погибает. В социальных сетях есть группа энтузиастов, пытающихся привлечь внимание к данному памятнику архитектуры и хотя бы замедлить его разрушение: https://vk.com/perevles_official. Там можно найти много дополнительной информации про уникальный и незаслуженно забытый храм в Перевлесе.