Рассказ о древних трубопроводах

Дорогие читатели!

В канун самого счастливого и желанного праздника - Нового года - мы решили написать специальную новогоднюю и не очень серьезную статью. Но чтобы все-таки далеко не отходить от основной сферы деятельности нашей организации, мы посвятим ее древней системе трубопроводного транспорта. Что есть сейчас - мы знаем: магистральные трубопроводы, растянувшиеся на сотни тысяч километров, пересекающие пол земного шара, обслуживаемые тысячами инженеров и специалистов. Но ведь так было не всегда. А с чего же все начиналось?

1 collazh 2.png

Конечно, говоря о древних системах трубопроводов, мы подразумеваем именно водоводы. Ни о каком транспорте нефти, газа и прочего тогда еще не было и речи! А вот потребность в доставке воды действительно была, хоть и строились города вблизи водоемов, и поля засеивались вдоль рек. Города развивались, соответственно, росла и проблема подачи воды к месту потребления. Разные государства пытались решить проблему по-своему, но решение, тем не менее, оказалось схожим: акведуки.

Акведук - это водовод, проведенный от источника воды к месту ее потребления, расположенному ниже этого источника по высоте. Сооружался он из разных материалов, но наиболее широко использовался камень. Позднее в качестве строительного материала брали кирпич, сталь и другие. Зачастую акведуки представляли собой многокилометровые грандиозные сооружения высотой в десятки метров. И в настоящее время многие из них являются памятниками архитектуры, и местом паломничества миллионов туристов. Что ж, углубимся немного в историю и рассмотрим некоторые древние государства.

Хотя первые небольшие акведуки в Старом Свете, к сожалению не дошедшие до наших дней, строились в 2-3 тысячелетии до н.э. в Египте и Ассирии (на территории современного Ирака), наибольшего мастерства в этом вопросе достигли инженеры Древнего Рима. Римское государство, располагающееся в те годы на трех континентах - в Европе, Азии и Африке - было самым развитым и густонаселенным государством Древнего мира. Очень активно развивались архитектура и искусство, возводились дворцы, и росли древние каменные города. Жизнь таких городов, конечно, была немыслима без водоснабжения. Акведуки строились повсеместно, например, в сам Рим вода подавалась 11 акведуками. Но самый протяженный акведук был построен римлянами не в Италии, а на территории современного Туниса, для водоснабжения знаменитого города Карфаген в римской провинции Африка.

Карфаген был основан в 825 г. до н. э. выходцами из Финикии, древнейшего средиземноморского государства ремесленников и торговцев, располагавшегося на территории современного Ливана. В какой-то момент времени в руках карфагенян была сосредоточена торговля, а значит и власть, практически во всем южном Средиземноморье, включая острова Корсика, Сицилия и Сардиния. Но Карфаген стремился к большему - к расширению своей торговой монополии на все известные земли и созданию мирового государства. На этом пути карфагеняне столкнулись с усиливающейся Римской республикой, и в результате трех Пунических войн (264 — 146 гг. до н. э.) потерпели полное поражение. Карфаген был полностью разрушен, а место, на котором он стоял, было запахано, посыпано солью, проклято и никогда больше не заселялось. Римскую колонию Карфаген построили через несколько десятилетий на новом месте, в нескольких километрах от старого. В скором времени римляне обеспокоились водоснабжением своей новой, быстроразвивающейся колонии и обратили внимание на источники пресной воды в Атласских горах, которые использовали для своих нужд еще карфагеняне. Римские инженеры построили акведук протяженностью 132 км, высотой на некоторых участках свыше 20 м, позволяющий подавать в город, по современным оценкам, около 400 л воды в секунду. Инфраструктура сбора воды в горах и некоторые фрагменты этого гигантского сооружения пережили почти 2 тысячелетия и сохранились до наших дней…

2 collazh.png

Керамический трубопровод сбора воды в Атласских горах и фрагменты Карфагенского акведука

Чтобы обсудить следующий знаменитейший акведук древности перенесемся с Африканского побережья Средиземного моря на берег Мраморного моря. Там, на семи холмах стояла блистательная столица Восточной Римской Империи, величайший средневековый город Старого Света, колыбель православного христианства - Константинополь (ныне Стамбул). Этот огромный город тоже обладал общественной системой водоснабжения, заложенной в 2-4 столетии н.э. До наших времен в черте города сохранился большой фрагмент одного из акведуков, так называемый акведук Валента, построенный после сильной засухи при императоре Валенте в 364-378 гг., и впоследствии, после очередного землетрясения в начале 16 века, реконструированный великим зодчим уже турецкого Константинополя Мимаром Синаном. Акведук построен в классическом римском арочном стиле, а его высота достигала 30 м при протяженности более километра. По своему прямому назначению акведук использовался почти до 20 века, т.е. почти 16 столетий! В настоящее время акведук Валента является одним из мест туристического паломничества в Стамбуле, а через его арки проходит оживленная городская автомобильная трасса - бульвар Ататюрка.

3 Акведук Валента.jpg

Акведук Валента

Но древние инженеры успешно решали не только задачи доставки воды в крупные города, так сказать магистральным трубопроводным транспортом - акведуками. Древние города имели инфраструктуру для хранения драгоценной жидкости, а также для водоснабжения отдельных потребителей. В Константинополе, например, существовало более 40 подземных водохранилищ. Некоторые из них сохранились до наших дней. Самое известное из них - Цистерна Базилика - расположена в самом историческом центре Стамбула около Собора Святой Софии.

4 Цистерна Базилика.jpg

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика представляет собой настоящий подземный колонный зал размерами 145 × 65 × 8 м. Потолок поддерживается 336 колоннами (12 рядов по 28 колонн). Это хранилище строилось почти 250 лет, в 4-6 веках н.э. и почти 1000 лет использовалось для хранения запасов питьевой воды. Сейчас Цистерна Базилика является одним из самых популярных музеев Стамбула.

Помимо подземных водохранилищ в Константинополе был и водопровод, собранный из мраморных трубных секций и просверленных каменных блоков внутренним диаметром приблизительно до 400-500 мм. Трубные секции собирались в трубопровод путем своеобразного раструбного соединения, которое затем герметизировалось натуральными материалами. Сейчас несколько элементов такого водопровода можно увидеть в экспозиции Стамбульского Археологического музея.

Дальнейшая остановка в нашем коротком путешествии по объектам древнейшей трубопроводной инфраструктуры будет уже в Малой Азии, где на побережье Эгейского моря греческими колонистами в 11 веке до н. э. был основан город Эфес. Этот город в древние времена был, прежде всего, знаменит одним из семи чудес света античного мира - великолепным беломраморным храмом Артемиды. Впоследствии, во время войн диадохов за наследие Александра Македонского, Эфес был столицей одного из них - Лисимаха, царя Фракии и Македонии. Но настоящего расцвета Эфес достиг после присоединения к Римской империи, особенно когда в 27 г. до н. э. он стал столицей римской провинции Азия. Тогда город был расширен и в нем были построены огромная библиотека, театр, стадион, бани и другие необходимые здания любого крупного римского города той эпохи. Помимо прочего римляне построили в Эфесе систему акведуков и внутригородской водопровод.

5 Эфес.jpg

Керамический водопровод в г. Эфес

Эфесский водопровод был керамическим, подземной или надземной прокладки. Он собирался из небольших трубных секций, которые, как и в Константинополе, соединялись между собой растровыми соединениями. Такого уровня инфраструктуры многие знаменитые европейские города достигнут только к 18-19 веку…

6 Эфес Трубные секции.jpg

 Трубные секции Эфесского водопровода

Но не только одни евразийские государства создавали системы водоснабжения. Оригинальные системы транспорта воды создавались и индейскими племенами Южной Америки. Это, правда, были не наземные сооружения, а, скорее, системы сложных каналов и водохранилищ, позволяющие транспортировать воду с гор к местам проживания людей. Самый древний акведук такого типа на территории Южной Америки, Кумбе-Майо, длиной около 8 км был сооружен предположительно около 1500 г. до н. э. на высоте 3,3 км. Уникальным инженерным сооружением была и система водоснабжения священного города инков Мачу-Пикчу, построенного в 15 веке н.э. на высоте 2450 метров над уровнем моря, в Андах, на территории современного Перу. Чистая вода из высокогорных источников направлялась в город системой искусственных каналов.

7 Мачу Пикчу.jpg

Город инков Мачу-Пикчу

В этом обзоре мы, конечно, не смогли рассказать Вам обо всех исторических трубопроводных системах. Уникальные акведуки сохранились в разных местах, например, в Испании, в г. Сеговия или во Франции, в окрестностях города Ним (самый высокий римский акведук Пон-дю-Гар). Но мы решили следовать основному принципу работы нашей компании и рассказать Вам только о том, что мы видели сами. Кстати, все фотографии в данной статье, тоже эксклюзивны и сделаны именно нами, а не являются копированием с известных интернет-ресурсов. В завершение хочется поздравить всех читателей этого скромного блога с наступающим Новым Годом и Рождеством, и пожелать всем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, успехов во всех делах, финансового благополучия и процветания!

Тэги: акведук, акведук Валента, акведуки Древнего Рима, акведуки Старого Света, древние водоводы, древние трубопроводы, Карфагенский акведук, керамический трубопровод, первые акведуки, первые трубопроводы, подземное водохранилище, система древних трубопроводов, трубопроводы Эфеса, уникальные акведуки, Цистерна Базилика

comments powered by HyperComments