Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Дорогие читатели! В канун самого счастливого и желанного праздника - Нового года - мы решили написать специальную новогоднюю и не очень серьезную статью. Но чтобы все-таки далеко не отходить от основной сферы деятельности нашей организации, мы посвятим ее древней системе трубопроводного транспорта. Что есть сейчас - мы знаем: магистральные трубопроводы, растянувшиеся на сотни тысяч километров, пересекающие пол земного шара, обслуживаемые тысячами инженеров и специалистов. Но ведь так было не всегда. А с чего же все начиналось?
Конечно, говоря о древних системах трубопроводов, мы подразумеваем именно водоводы. Ни о каком транспорте нефти, газа и прочего тогда еще не было и речи! А вот потребность в доставке воды действительно была, хоть и строились города вблизи водоемов, и поля засеивались вдоль рек. Города развивались, соответственно, росла и проблема подачи воды к месту потребления. Разные государства пытались решить проблему по-своему, но решение, тем не менее, оказалось схожим: акведуки.
Акведук - это водовод, проведенный от источника воды к месту ее потребления, расположенному ниже этого источника по высоте. Сооружался он из разных материалов, но наиболее широко использовался камень. Позднее в качестве строительного материала брали кирпич, сталь и другие. Зачастую акведуки представляли собой многокилометровые грандиозные сооружения высотой в десятки метров. И в настоящее время многие из них являются памятниками архитектуры, и местом паломничества миллионов туристов. Что ж, углубимся немного в историю и рассмотрим некоторые древние государства.
Хотя первые небольшие акведуки в Старом Свете, к сожалению не дошедшие до наших дней, строились в 2-3 тысячелетии до н.э. в Египте и Ассирии (на территории современного Ирака), наибольшего мастерства в этом вопросе достигли инженеры Древнего Рима. Римское государство, располагающееся в те годы на трех континентах - в Европе, Азии и Африке - было самым развитым и густонаселенным государством Древнего мира. Очень активно развивались архитектура и искусство, возводились дворцы, и росли древние каменные города. Жизнь таких городов, конечно, была немыслима без водоснабжения. Акведуки строились повсеместно, например, в сам Рим вода подавалась 11 акведуками. Но самый протяженный акведук был построен римлянами не в Италии, а на территории современного Туниса, для водоснабжения знаменитого города Карфаген в римской провинции Африка.
Карфаген был основан в 825 г. до н. э. выходцами из Финикии, древнейшего средиземноморского государства ремесленников и торговцев, располагавшегося на территории современного Ливана. В какой-то момент времени в руках карфагенян была сосредоточена торговля, а значит и власть, практически во всем южном Средиземноморье, включая острова Корсика, Сицилия и Сардиния. Но Карфаген стремился к большему - к расширению своей торговой монополии на все известные земли и созданию мирового государства. На этом пути карфагеняне столкнулись с усиливающейся Римской республикой, и в результате трех Пунических войн (264 — 146 гг. до н. э.) потерпели полное поражение. Карфаген был полностью разрушен, а место, на котором он стоял, было запахано, посыпано солью, проклято и никогда больше не заселялось. Римскую колонию Карфаген построили через несколько десятилетий на новом месте, в нескольких километрах от старого. В скором времени римляне обеспокоились водоснабжением своей новой, быстроразвивающейся колонии и обратили внимание на источники пресной воды в Атласских горах, которые использовали для своих нужд еще карфагеняне. Римские инженеры построили акведук протяженностью 132 км, высотой на некоторых участках свыше 20 м, позволяющий подавать в город, по современным оценкам, около 400 л воды в секунду. Инфраструктура сбора воды в горах и некоторые фрагменты этого гигантского сооружения пережили почти 2 тысячелетия и сохранились до наших дней…
Чтобы обсудить следующий знаменитейший акведук древности перенесемся с Африканского побережья Средиземного моря на берег Мраморного моря. Там, на семи холмах стояла блистательная столица Восточной Римской Империи, величайший средневековый город Старого Света, колыбель православного христианства - Константинополь (ныне Стамбул). Этот огромный город тоже обладал общественной системой водоснабжения, заложенной в 2-4 столетии н.э. До наших времен в черте города сохранился большой фрагмент одного из акведуков, так называемый акведук Валента, построенный после сильной засухи при императоре Валенте в 364-378 гг., и впоследствии, после очередного землетрясения в начале 16 века, реконструированный великим зодчим уже турецкого Константинополя Мимаром Синаном. Акведук построен в классическом римском арочном стиле, а его высота достигала 30 м при протяженности более километра. По своему прямому назначению акведук использовался почти до 20 века, т.е. почти 16 столетий! В настоящее время акведук Валента является одним из мест туристического паломничества в Стамбуле, а через его арки проходит оживленная городская автомобильная трасса - бульвар Ататюрка.
Но древние инженеры успешно решали не только задачи доставки воды в крупные города, так сказать магистральным трубопроводным транспортом - акведуками. Древние города имели инфраструктуру для хранения драгоценной жидкости, а также для водоснабжения отдельных потребителей. В Константинополе, например, существовало более 40 подземных водохранилищ. Некоторые из них сохранились до наших дней. Самое известное из них - Цистерна Базилика - расположена в самом историческом центре Стамбула около Собора Святой Софии.
Цистерна Базилика представляет собой настоящий подземный колонный зал размерами 145 × 65 × 8 м. Потолок поддерживается 336 колоннами (12 рядов по 28 колонн). Это хранилище строилось почти 250 лет, в 4-6 веках н.э. и почти 1000 лет использовалось для хранения запасов питьевой воды. Сейчас Цистерна Базилика является одним из самых популярных музеев Стамбула.
Помимо подземных водохранилищ в Константинополе был и водопровод, собранный из мраморных трубных секций и просверленных каменных блоков внутренним диаметром приблизительно до 400-500 мм. Трубные секции собирались в трубопровод путем своеобразного раструбного соединения, которое затем герметизировалось натуральными материалами. Сейчас несколько элементов такого водопровода можно увидеть в экспозиции Стамбульского Археологического музея.
Дальнейшая остановка в нашем коротком путешествии по объектам древнейшей трубопроводной инфраструктуры будет уже в Малой Азии, где на побережье Эгейского моря греческими колонистами в 11 веке до н. э. был основан город Эфес. Этот город в древние времена был, прежде всего, знаменит одним из семи чудес света античного мира - великолепным беломраморным храмом Артемиды. Впоследствии, во время войн диадохов за наследие Александра Македонского, Эфес был столицей одного из них - Лисимаха, царя Фракии и Македонии. Но настоящего расцвета Эфес достиг после присоединения к Римской империи, особенно когда в 27 г. до н. э. он стал столицей римской провинции Азия. Тогда город был расширен и в нем были построены огромная библиотека, театр, стадион, бани и другие необходимые здания любого крупного римского города той эпохи. Помимо прочего римляне построили в Эфесе систему акведуков и внутригородской водопровод.
Эфесский водопровод был керамическим, подземной или надземной прокладки. Он собирался из небольших трубных секций, которые, как и в Константинополе, соединялись между собой растровыми соединениями. Такого уровня инфраструктуры многие знаменитые европейские города достигнут только к 18-19 веку…
Но не только одни евразийские государства создавали системы водоснабжения. Оригинальные системы транспорта воды создавались и индейскими племенами Южной Америки. Это, правда, были не наземные сооружения, а, скорее, системы сложных каналов и водохранилищ, позволяющие транспортировать воду с гор к местам проживания людей. Самый древний акведук такого типа на территории Южной Америки, Кумбе-Майо, длиной около 8 км был сооружен предположительно около 1500 г. до н. э. на высоте 3,3 км. Уникальным инженерным сооружением была и система водоснабжения священного города инков Мачу-Пикчу, построенного в 15 веке н.э. на высоте 2450 метров над уровнем моря, в Андах, на территории современного Перу. Чистая вода из высокогорных источников направлялась в город системой искусственных каналов.
В этом обзоре мы, конечно, не смогли рассказать Вам обо всех исторических трубопроводных системах. Уникальные акведуки сохранились в разных местах, например, в Испании, в г. Сеговия или во Франции, в окрестностях города Ним (самый высокий римский акведук Пон-дю-Гар). Но мы решили следовать основному принципу работы нашей компании и рассказать Вам только о том, что мы видели сами. Кстати, все фотографии в данной статье, тоже эксклюзивны и сделаны именно нами, а не являются копированием с известных интернет-ресурсов. В завершение хочется поздравить всех читателей этого скромного блога с наступающим Новым Годом и Рождеством, и пожелать всем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, успехов во всех делах, финансового благополучия и процветания!