Поддержание инфраструктуры

(автор статьи И.С. Сивоконь)

В процессе эксплуатации инфраструктура подвергается внешним и внутренним воздействиям различного происхождения. Например:

  • автомобильные дороги под воздействием дождей, грунтовых вод и подвижек грунта проседают, дорожное покрытие разрушается от колёс проезжающих автомобилей и под влиянием циклических температурных воздействий окружающей среды;
  • трубопроводы подвержены внутренней и внешней коррозии, эрозии, подвижкам грунта и многим другим негативным воздействиям.

В результате объекты инфраструктуры разрушаются и требуют мер по техническому облуживанию, ремонту, защите от внешних и внутренних воздействий (например, защита от коррозии), замене непригодных к дальнейшей эксплуатации элементов и других мероприятий, направленных на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и с проектными характеристиками.

Поддержание инфраструктуры - технические и организационные мероприятия, обеспечивающие защиту инфраструктурных объектов от внутренних и внешних факторов природного, техногенного и антропогенного происхождения, которые могут привести к авариям и инцидентам, и/или ухудшить их эксплуатационные свойства.  

Иными словами - инфраструктуру нужно защищать от негативных воздействий, своевременно проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт, диагностировать и устранять выявленные дефекты, обновлять по мере необходимости.

Другое название этого же процесса применительно к опасным производственным объектам* (ОПО) - «управление целостностью». При этом «целостность»** - состояние защищённости ОПО от воздействий внутренних и внешних факторов природного, техногенного и антропогенного происхождения, которые могут привести к авариям и инцидентам.

* Опасными производственными объектами в соответствии с ФЗ №116 являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
 ** Суть термина «Целостность» наиболее наглядно может быть показана на примере трубопроводов и сосудов, работающих под давлением в нефтяной и газовой промышленности, когда одним из слоганов промышленной безопасности является: «держи углеводороды внутри», т.е. оборудование должно быть целостным и герметичным, и не допускать выброса взрывоопасных углеводородов наружу. И ещё у нефтяников есть поговорка: «хороший нефтяник должен видеть нефть только в лаборатории или в пробоотборнике». Это и есть залог промышленной безопасности, т.к. существующие технологии не предусматривают наличие нефти вне герметичного оборудования.

 

Определения целостности применительно к инфраструктуре в официальных источниках не существует - само это понятие и процесс её управления появился в западных  компаниях, например в ВР. Выделение в отдельный бизнес процесса управления целостностью (IM - Integrity Management) ОПО в нефтяных компаниях, где риски связанные с авариями и инцидентами велики, а последствия их реализации на практике наносили катастрофический ущерб экологии целых регионов и сопровождались многочисленными жертвами среди населения и персонала, было вынужденной мерой, когда стало понятно, что стандартные приёмы эксплуатации и ремонта ОПО не гарантируют необходимый уровень безопасности. Управление целостностью ОПО охватывает многие направления деятельности, начиная от ответственности должностных лиц и повышения компетенций персонала до управления изменениями, но её материальной основой является поддержание инфраструктуры.

Очень часто поддержание инфраструктуры смешивают в одно целое с промышленной безопасностью, потому что и в том, и в другом случае речь идёт в первую очередь о предотвращении аварий и инцидентов. Однако такая унификация вредна, поскольку ставит в один ряд различные приоритеты.

Промышленная безопасность (по Федеральному Закону от 21.07.97 N 116-ФЗ, ред. от 18.07.2011, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") - «состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий».

В центре внимания работ и процессов по промышленной безопасности находится  человек и общество, а в фокусе мероприятий по сохранению целостности и поддержания инфраструктуры - инфраструктурные объекты и, в первую очередь, опасные производственные.

Если для обеспечения защиты человека не может быть никаких компромиссов и недопустимы любые отступления от требований безопасности, то в случае обеспечения целостности и поддержания инфраструктурных объектов выполнение всех норм и требований часто невыполнимо по техническим, организационным и экономическим причинам.

Менталитет специалистов и менеджеров, работающих в области промышленной безопасности, приоритетно ориентирован на работу с персоналом, тогда как менеджеры и специалисты в области поддержания инфраструктуры ориентированы на работу с неодушевлёнными объектами техногенного происхождения. Поэтому совместное ведение вопросов промышленной безопасности и поддержания инфраструктуры аналогично объединению в каком-нибудь селе ветеринарной больницы с поликлиникой, когда у главврача в подчинении будет и терапевт, и ветеринар. В такой ситуации недалёк тот день, когда на время отпуска терапевта, его обязанности будет исполнять ветеринар, или, что не намного лучше - ветеринар будет и. о. главврача на период отпуска.

Указанные особенности необходимо учитывать при организации процессов обеспечения промышленной безопасности и поддержания инфраструктуры. Если инфраструктура целостна, работоспособна и не несёт в себе риски аварий и инцидентов, связанных с нарушением её целостности или ненормативными техническими или эксплуатационными характеристиками, тогда можно на практике обеспечивать требования промышленной безопасности.

Перечисленные в начале настоящего раздела меры по поддержанию инфраструктуры могут относиться с точки зрения бухгалтерского учёта и к операционной деятельности (ОРЕХ), и к капитальным затратам (САРЕХ). Это первое существенное отличие поддержания инфраструктуры от её развития и оптимизации, финансируемых только из САРЕХ.

Но этим отличия не ограничиваются. Главное, критичное, отличие мер по поддержанию в том, что они направлены только на существующую инфраструктуру и не меняют ни мощности объектов, ни добавляют к ним никаких новых свойств.

Результат мер по поддержанию - инфраструктурный объект без дефектов,  с производственными характеристиками в пределах проектных значений и приемлемым уровнем*** рисков аварий и инцидентов. Обоснование инвестиций САРЕХ и ОРЕХ на поддержание инфраструктуры не прозрачно, так как для инвестора в результате понесённых затрат не возникает новая стоимость и прибыль. Выгода от ОРЕХ и САРЕХ на поддержание инфраструктуры неочевидна, т.к., например, «можно» некоторое время ездить и по дороге с ямами, «можно» не отремонтировать трубопровод в этом году, а перенести работы на год или два. Авария может быть, а может и не быть. Ямы - потерпим. Результат - повсеместное неудовлетворительное состояние инфраструктурных объектов, формальное отношение к рискам и отсутствие общепринятых правил, норм и методологий расчёта.

*** Хорошо, если приемлемый уровень рисков аварий и инцидентов для инфраструктурных объектов кем-нибудь сформулирован и определён - в этом случае имеется точка отсчёта для поддержания достигнутого уровня или повышения безопасности за счёт сокращения рисков. На практике чаще пользуются классификацией выявленных дефектов и первоочередным устранением недопустимых дефектов и дефектов первоочередного ремонта (ПОР).
comments powered by HyperComments