Оптимизация инфраструктуры

(автор статьи И.С. Сивоконь)

При эксплуатации инфраструктуры возникают затраты, направленные на то, чтобы она выполняла свои функции. Например:

  • автомобили надо заправлять топливом, расход которого зависит от длины и качества дорог. Кроме того и дороги, и автомобили надо ремонтировать;
  • жилые дома надо отапливать зимой и охлаждать летом, ремонтировать время от времени;
  • для того, чтобы жидкость или газ двигались по трубопроводам надо ставить насосы, потребляющие топливо или электричество.

Затрат, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, очень много из-за разнообразия инфраструктурных объектов (средств производства). Эти затраты есть всегда и всегда хочется, чтобы их было как можно меньше.

Кроме того, эксплуатация инфраструктуры может сопровождаться разнообразными неприятными событиями, например, поломкой оборудования, разрушением дорог, а иногда и нанесением вреда жизни и здоровью людей. В нашей жизни и без этого большое множество источников неприятностей и в интересах бизнеса, и человека, сделать так, чтобы инфраструктура не была ещё одним таким источником. В дальнейшем, пришедшее из повседневного быта слово «неприятности» мы заменим на более научный термин «риск». Определение риска будет описано в этой главе далее.

Таким образом, при эксплуатации инфраструктуры всегда есть 2 задачи:

  • снизить эксплуатационные затраты;
  • снизить риск.

Решение этих задач может быть найдено в процессе оптимизации инфраструктуры.

И снова обратимся к Википедии. В Викисловаре есть статья «оптимизация».

  • Оптимизация (математика) - нахождение экстремума (минимума или максимума) целевой функции в некоторой области конечномерного векторного пространства.
  • Оптимизация (информатика) - модификация системы для улучшения её эффективности.
  • Оптимизация компилятора - модификация программ, выполняемая оптимизирующим компилятором или интерпретатором с целью повышения их производительности или компактности без изменения функциональности.
  • Поисковая оптимизация - комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определённым запросам пользователей.

Как такового понятия «оптимизация инфраструктуры» в Викисловаре нет. Но мы выделим формулировки наиболее существенные для практических задач, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, и используем их в определении.

 Оптимизация инфраструктуры:

  • модификация/изменение, в конечном итоге приводящее к сокращению затрат и/или рисков.

Другим в настоящее время модным термином является «Реинжиниринг». Викисловарь даёт такое определение:

  • Реинжиниринг бизнес-процессов (англ. Business process reengineering) — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами. Реинжиниринг использует специфические средства представления и обработки проблемной информации, понятные как менеджерам, так и разработчикам информационных систем.
  • Смысл реинжиниринга бизнес-процессов в двух его основных этапах:

- определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);

- определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.

По аналогии с реинжинирингом бизнес-процессов мы дадим определение реинжиниринга инфраструктуры.

Реинжиниринг инфраструктуры:

  • Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими инженерными расчётами, проектными решениями, обеспеченное проектно-сметной документацией (ПСД). Реинжиниринг использует экономические и технические средства представления и обработки проблемной информации, понятные как менеджерам, так и техническим экспертам и разработчикам ПСД.
  • Смысл реинжиниринга инфраструктуры в двух его основных этапах:

- определение оптимальной (идеальной) инфраструктуры в т.ч. технических и проектных решений;

- определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перехода от текущей инфраструктуры к оптимальной.

Оптимизация и реинжиниринг инфраструктуры взаимосвязанные процессы и, если определение оптимизации даёт ответ на вопросы «зачем» и «что это», то определение реинжиниринга даёт ответ на вопрос «каким образом».

Так как оптимизация модифицирует/изменяет объекты инфраструктуры, то затраты, с ней связанные, носят капитальный характер.

Примерами оптимизации и реинжиниринга инфраструктуры могут являться:

  1. Замена окон в жилых домах для сокращения потерь тепла, шумоизоляции, снижения  простудных заболеваний у жителей;
  2. Строительство:
  • тоннеля под проливом Ла-Манш взамен паромной переправы для автомобильного и железнодорожного транспорта,
  • моста через речку, при помощи которого длина дороги от деревни до райцентра сокращается в 5 раз.

Следует обратить внимание на отличие оптимизации и реинжиниринга от развития инфраструктуры. Чёткой границы между этими понятиями нет, но мы будет относить к развитию те действия, которым нет альтернативы в рамках существующей инфраструктуры. Например, бизнес вынужден купить автомобиль с выхлопом по стандарту евро-3, если имеющийся в наличии автомобиль не соответствует даже евро-2, а переоборудование или невозможно, или экономически не имеет смысла - на этом основании мы будем относить подобную операцию к развитию.

Необходимость строительства тоннеля под проливом Ла-Манш была вызвана не достижением предельной пропускной способности паромных переправ или возросшими требованиями безопасности и экологии. Строительство тоннеля менее экономически привлекательно, чем закупка новых паромов. Тоннель дал снижение себестоимости транспортировки грузов и пассажиров через пролив и устранил риски, связанные с погодными условиями, влияющими на безопасность паромного сообщения, т.е. снизил затраты и устранил целую группу рисков, что полностью соответствует определению оптимизации.

По этим причинам тоннель не является развитием существующей транспортной инфраструктуры между Европой и Великобританией, поскольку сохранялась реальная альтернатива расширения действующих паромных перевозок.

Дополнительная выгода тоннеля в том, что он повысил привлекательность транспортного коридора для пользователей, чем способствовал и расширению бизнеса - по признаку расширения бизнеса перевозок тоннель может быть отнесён и к развитию.

Пример с тоннелем показывает отсутствие чёткого разграничения между оптимизацией/реинжинирингом и развитием инфраструктуры, так как тоннель одновременно явился и причиной, и следствием роста грузооборота.

Аналогично развитию, оптимизация и реинжиниринг инфраструктуры имеют всем понятные причины (см. определение реинжиниринга) и поэтому для них есть прозрачное  обоснование. Также, как и для развития, рассматриваются нескольких вариантов, по результатам сравнения которых принимается решение о финансировании рекомендованного варианта оптимизации или реинжиниринга инфраструктуры. Источником финансирования являются капитальные затраты.

comments powered by HyperComments