Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(автор статьи И.С. Сивоконь)
При эксплуатации инфраструктуры возникают затраты, направленные на то, чтобы она выполняла свои функции. Например:
Затрат, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, очень много из-за разнообразия инфраструктурных объектов (средств производства). Эти затраты есть всегда и всегда хочется, чтобы их было как можно меньше.
Кроме того, эксплуатация инфраструктуры может сопровождаться разнообразными неприятными событиями, например, поломкой оборудования, разрушением дорог, а иногда и нанесением вреда жизни и здоровью людей. В нашей жизни и без этого большое множество источников неприятностей и в интересах бизнеса, и человека, сделать так, чтобы инфраструктура не была ещё одним таким источником. В дальнейшем, пришедшее из повседневного быта слово «неприятности» мы заменим на более научный термин «риск». Определение риска будет описано в этой главе далее.
Таким образом, при эксплуатации инфраструктуры всегда есть 2 задачи:
Решение этих задач может быть найдено в процессе оптимизации инфраструктуры.
И снова обратимся к Википедии. В Викисловаре есть статья «оптимизация».
Как такового понятия «оптимизация инфраструктуры» в Викисловаре нет. Но мы выделим формулировки наиболее существенные для практических задач, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, и используем их в определении.
Оптимизация инфраструктуры:
Другим в настоящее время модным термином является «Реинжиниринг». Викисловарь даёт такое определение:
- определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);
- определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.
По аналогии с реинжинирингом бизнес-процессов мы дадим определение реинжиниринга инфраструктуры.
Реинжиниринг инфраструктуры:
- определение оптимальной (идеальной) инфраструктуры в т.ч. технических и проектных решений;
- определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перехода от текущей инфраструктуры к оптимальной.
Оптимизация и реинжиниринг инфраструктуры взаимосвязанные процессы и, если определение оптимизации даёт ответ на вопросы «зачем» и «что это», то определение реинжиниринга даёт ответ на вопрос «каким образом».
Так как оптимизация модифицирует/изменяет объекты инфраструктуры, то затраты, с ней связанные, носят капитальный характер.
Примерами оптимизации и реинжиниринга инфраструктуры могут являться:
Следует обратить внимание на отличие оптимизации и реинжиниринга от развития инфраструктуры. Чёткой границы между этими понятиями нет, но мы будет относить к развитию те действия, которым нет альтернативы в рамках существующей инфраструктуры. Например, бизнес вынужден купить автомобиль с выхлопом по стандарту евро-3, если имеющийся в наличии автомобиль не соответствует даже евро-2, а переоборудование или невозможно, или экономически не имеет смысла - на этом основании мы будем относить подобную операцию к развитию.
Необходимость строительства тоннеля под проливом Ла-Манш была вызвана не достижением предельной пропускной способности паромных переправ или возросшими требованиями безопасности и экологии. Строительство тоннеля менее экономически привлекательно, чем закупка новых паромов. Тоннель дал снижение себестоимости транспортировки грузов и пассажиров через пролив и устранил риски, связанные с погодными условиями, влияющими на безопасность паромного сообщения, т.е. снизил затраты и устранил целую группу рисков, что полностью соответствует определению оптимизации.
По этим причинам тоннель не является развитием существующей транспортной инфраструктуры между Европой и Великобританией, поскольку сохранялась реальная альтернатива расширения действующих паромных перевозок.
Дополнительная выгода тоннеля в том, что он повысил привлекательность транспортного коридора для пользователей, чем способствовал и расширению бизнеса - по признаку расширения бизнеса перевозок тоннель может быть отнесён и к развитию.
Пример с тоннелем показывает отсутствие чёткого разграничения между оптимизацией/реинжинирингом и развитием инфраструктуры, так как тоннель одновременно явился и причиной, и следствием роста грузооборота.
Аналогично развитию, оптимизация и реинжиниринг инфраструктуры имеют всем понятные причины (см. определение реинжиниринга) и поэтому для них есть прозрачное обоснование. Также, как и для развития, рассматриваются нескольких вариантов, по результатам сравнения которых принимается решение о финансировании рекомендованного варианта оптимизации или реинжиниринга инфраструктуры. Источником финансирования являются капитальные затраты.