Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
При строительстве подводных переходов магистральных и промысловых трубопроводов нередко происходит повреждение изоляционных покрытий трубопровода в русловой части. Особенно часто это происходит при строительстве магистральных нефте- или газопроводов методом наклонно-направленного бурения (ННБ), так как после прохождения скважины ННБ на ее поверхность выделяются твердые фракции породы, за счет чего при протаскивании дюкера происходит повреждение изоляционного покрытия. Подобные повреждения обычно снижают сопротивление изоляционного покрытия трубопровода в 3-30 раз, что не позволяет подводному переходу пройти послестроительный контроль методом катодной поляризации и, тем самым, быть принятым в эксплуатацию.
Действующие обязательные стандарты федерального уровня в таком случае предписывают ремонт изоляционного покрытия:
Для проведения ремонта прежде всего необходимо выявить местоположение образовавшихся дефектов изоляционного покрытия и оценить их количество и ремонтопригодность. Если дефекты расположены в пойменной части подводного перехода, то с этим можно справиться традиционными методами диагностики. Но что делать, если эти дефекты оказались в русловой части? Именно для этого случая специалистами ООО «Трансэнергострой» была разработана оригинальная схема диагностики состояния изоляционного покрытия, обзор которой мы хотим предложить Вашему вниманию.
Общеизвестно, что образование дефекта изоляционного покрытия на трубопроводе сопровождается локальным резким падением катодного потенциала трубопровода, измеряемого методом выносного электрода. Таким образом, сравнение теоретического градиента катодного потенциала на трубной секции с его реальным изменением, полученным при диагностике, дает возможность локализовать повреждение изоляционного покрытия. Поэтому первоначальной задачей диагностики является проведение замеров потенциала трубопровода на подводном переходе, в том числе и в русловой части. Качественные результаты в таком случае можно получить только при соблюдении ряда условий: дюкер не должен быть приварен к основной нитке трубопровода на обследуемом участке и рядом не должны проводиться сварочные работы, дающие помехи при электрометрических измерениях и т.д. Если все эти условия соблюдены, то можно рассчитывать на достоверные и точные результаты диагностики.
Поляризация дюкера, необходимая для проведения электрометрических измерений, выполняется переносным источником постоянного тока в течение 3 часов. Очень трудоемкой задачей является разметка створа подводного перехода для проведения измерений. Обычно на небольших реках в створе протягивается канат, по которому потом ориентируются при измерениях. Если диагносты не обделены физической силой это можно сделать и вручную, ну а если бригада скорее умная, то только с помощью машин и механизмов…
Также очень желательно для облегчения работы диагностов на канате заранее сделать разметку флажками с требуемым интервалом измерений, обычно 10 м. На больших реках, где выбрать провис каната в принципе невозможно для ориентировки необходимо использовать навигационное оборудование. Для обеспечения измерений в русловой части применяется специальный выносной электрод, привязанный к веревке и опускаемый на дно реки. По реке диагносты передвигаются на лодке - на мелких реках можно и на обычной надувной, а на крупных только на моторной. Тут сразу возникает еще одна проблема - не намотать бы на винт этот самый выносной электрод…
Полученные результаты замеров дают возможность математически оценить интегральное сопротивление изоляционного покрытия с дефектами, рассчитать эквивалентный размер единичного дефекта, а также построить график распределения потенциалов по трассе подводного перехода. Компьютерный сравнительный анализ полученного распределения потенциала и теоретического градиента потенциала, рассчитанного для тех же условий, дает возможность обнаружить дефекты изоляционного покрытия и оценить их размер. Детальное математическое описание подобных расчетов не соответствует формату данного обзора, однако, если интересно, его можно посмотреть здесь.
Тут бы и закончить разговор о дефектах изоляционного покрытия трубопровода на строящемся подводном переходе, да может возникнуть еще одна проблема. Даже если дефектов немного, то их ремонт очень дорог в пойменной части и баснословно дорог в русловой части подводного перехода трубопровода, выполненного открытым способом. Ремонт же изоляционного покрытия перехода, выполненного методом ННБ, осуществляется заменой всего дюкера, что согласитесь, несколько чересчур для устранения нескольких задиров изоляции…
Более того, если дефектов изоляционного покрытия будет обнаружено слишком много, то их ремонт трассовым методом все равно не обеспечит достаточное сопротивление изоляционного покрытия, чтобы пройти повторный контроль методом катодной поляризации. Что же делать в таком случае?
Инженерным способом обеспечить коррозионную безопасность трубопровода на подводном переходе можно посредством строительства дополнительной электрохимической защиты дюкера, компенсирующей сниженное интегральное сопротивление и наличие дефектов изоляции. Такая защита может быть реализована по двум основным схемам, в зависимости от результатов диагностики и характеристик водной преграды:
Подобная схема компенсационной ЭХЗ технически полностью обоснована, однако показанное выше противоречие действующей НТД (ГОСТ 51164-98 и СНиП III-42-80) остается. Заказчик строительства может попробовать согласовать указанное техническое решение с Ростехнадзором, однако подобная процедура нигде в федеральном законодательстве не зафиксирована, поэтому определенные риски для заказчика остаются.
На наш взгляд единственный легальный способ компенсировать дефекты изоляционного покрытия системами ЭХЗ без ремонта - это разработка специальных технических условий (СТУ). Существующая и широко применяемая процедура разработки СТУ на проектирование и строительство трубопроводов как раз и позволяет легализовать возможные отклонения в конструкции объекта от действующей НТД. Таким образом, наличие СТУ позволит законно применять компенсирующую электрохимическую защиту на поврежденных переходах. Однако сама процедура разработки и согласования СТУ достаточно продолжительна (не менее 2-3 месяцев), что не позволяет эффективно ее применять по уже выявленным фактам повреждения изоляционного покрытия. (Более подробно о возможностях СТУ и существующей процедуре согласования можно прочитать перейдя по этой ссылке.
Поэтому ООО «Трансэнергострой» предлагает следующую схему решения данного вопроса: