С днем велосипеда!

Всемирный день велосипеда - учреждён в апреле 2018 года ООН, днём празднования универсального средства передвижения назначена дата 3 июня. Резолюция ООН отмечает «уникальность, давнюю историю и многофункциональность велосипеда, который используется уже два столетия и является простым, недорогим, надежным, экологически чистым и приемлемым видом транспорта».

Champ_1.jpg

16 мая 2021 года в городе Дмитров Московской области прошел первый этап Gran Fondo Russia (https://www.granfondo.ru/).

В велозаезде на 30 км принял участие наш заведующий лабораторией неразрушающего контроля на велосипеде построенном на базе ХВЗ В-551 «Чемпион» 1959 года выпуска. Пока что, как говорится: «Главное - не победа, а участие»!

Всем участникам заезда вручалась памятная медаль. 

Champ.jpgСам же, ХВЗ В-551 «Чемпион» выпускался Харьковским велосипедным заводом им. Г.И. Петровского с 1957 по 1963 год и являлся серийным спортивно-массовым шоссейным велосипедом. Имел стальную жесткую раму, базу 1040, 1050 мм; высоту («ростовку») - 540, 560, 580 мм (2,3 и 4 рост соответственно); руль спортивный с манетками переключения в торцах; тормоза клещевые ободные, набор звёзд задней втулки 13, 15, 17, 19 и 20 зубьев или 13, 14, 16, 18 и 20 зубьев, передний переключатель - так называемую «коробочку» и вес порядка 11 кг.

bike_champ_1.JPGCollage_1.jpgCollage_2.jpg

В 1958 ХВЗ В-551 «Чемпион» был награжден на Всесоюзной промышленной выставке в Москве дипломом за новые конструктивные решения. И, по мнению многих любителей советского вело ретро, является наиболее эстетичным отечественным «шоссером» тех лет.

Кстати, о настоящих чемпионах - будущий главный тренер сборной СССР по шоссейному велоспорту, неоднократный победитель велогонки мира в командном зачете и первый советский Олимпийский чемпион в шоссейной групповой гонке Виктор Арсеньевич Капитонов  выиграл свою золотую Олимпийскую медаль на играх в 1960 году в Риме. Жара под 45 градусов Цельсия, 175 км гонка, многие участники сошли с дистанции. Капитонов же, не доехав один круг (около 15 км) до финиша, подумал, что уже финишировал (гонка состояла из 12 кругов) и пропустил итальянца Ливио Трапе вперед. Но, вот что значит чемпионская сила воли - догнав на 12-ом круге Трапе, Капитонов сумел выиграть «золото», опередив на зрелищном финише легендарного итальянского гонщика всего на пол колеса!

Kapitonov.jpg

Конечно, вряд ли Капитонов когда-нибудь выступал на международных соревнованиях на ХВЗ В-551 «Чемпион», т.к. в сборной СССР были в основном импортные Cinelli, которые были лучшего качества и выше функционалом. Но, на тренировках, возможно, наш чемпион крутил педали «Чемпиона».

И наша знаменитая первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова была, в свое время, замечена объективом фотокамеры на таком велосипеде 1962 г.в. Возможно, как раз, во время подготовки к полету.

Tereshkova.jpgНа фотографиях ниже - шоссейный гоночный велосипед, собранный на базе рамы от В-551 «Чемпион» 1959 г.в. с применением современного навесного оборудования:

bike_champ_2.JPGCollage_3.jpg

Чтобы отдать дань модели и сохранить ее отличительные черты, на современный руль «баран» были установлены так же современные торцевые переключатели скоростей. Проводка тросиков переключения выполнена в руле, что дает возможность свободно держать руль в нижнем положении, в отличие от оригинального исполнения ХВЗ, где рубашки тросиков проложены по поверхности руля. Для того чтобы установить современный алюминиевый руль (31,8 мм), в трубу вилки был установлен алюминиевый адаптер-переходник с 1 дюйма (25,4 мм) на 28,6 мм, что позволило установить вынос руля -17 градусов и, соответственно, сам руль. Тормозные ручки установлены усиленные, от харьковского «спецзаказа», с  надписью «Харьков». Еще одной полезной отличительной особенностью серийной модели В-551 «Чемпион» является наличие упоров под рубашки тросиков переключения на «хохломе» рулевой колонки. Это дает возможность устанавливать рубашки тросиков без изготовления дополнительных хомутов- упоров, как требуется, например, на более поздних моделях «Старт-шоссе».

                Система шатунов «под квадрат» установлена на каретку на промышленных подшипниках (оригинальная система  - на клиньях и насыпных подшипниках). Для установки современной каретки требуется перерезанние резьбы в кареточном узле рамы (левая и правая резьба), т.к. в советских велосипедах вся резьба метрическая с шагом 1 мм (М35х1), а на современных импортных  запчастях, которые подходят нам для тюнинга - резьба дюймовая (1,37х24 витка на дюйм). Но, в силу того, что перерезание метчиком, так или иначе, прослабит резьбу, алюминиевые чашки современной дюймовой каретки были немного доработаны на наждаке - спилены первые пару витков резьбы и чашки вкручены с силой, до упора. Явных плюсов такой установки, как и плюсов самой каретки на промподшипниках (по сравнению, например, с картриджной кареткой), пока что, не выявлено. Сама же каретка была выбрана только из-за более гуманной цены. А вот колесные втулки были выбраны на промподшипниках целенаправленно, т.к. такие втулки обеспечивают лучший накат колеса, по сравнению, с втулками на насыпных классических велоподшипниках. Так же, субъективно, вероятность попадания влаги в промподшипник немного меньше, чем под резиновое уплотнение «насыпной» втулки, не говоря уже, про родные ХВЗ-шные втулки открытого типа. Ну, и конечно, замена промподшипника, в случае его износа, сохраняет колесо, в отличие от случая, когда износ дорожек насыпных подшипников потребует замену самой втулки, а это расспицовка колеса со всеми вытекающими. Спицы установлены прямые, стальные диаметром 2 мм, по 28 штук в каждом колесе. Обода алюминиевые двухслойные трехканальные под клинчерные покрышки (в оригинале идут велотрубки). Для установки таких современных колес понадобилось немного разогнуть задние перья рамы (вообще, зачастую, геометрия советских рам правится подгибанием и разгибанием, но, тут главное - не переборщить,  иначе рама может лопнуть), т.к. установочная ширина родного заднего колеса 125 мм, а современного импортного - 135 мм. Переднее колесо встает без дополнительного разгибания перьев вилки -ширина OLD = 100 мм. Тормоза установлены импортные, тех же лет, внешне он похожи на родные «клещи», но меньшего размера. Количество скоростей задней кассеты выросло (в оригинале 5 скоростей), и составляет 9 скоростей (кассета 11-25Т). Передние шестерни имеют количество зубьев 39 и 53. Задний переключатель (как и трековая система шатунов) установлен известной итальянской фирмы Campagnolo, кстати, первой в мире его (переключатель) и придумавшей. Поэтому, в Союзе, задние переключатели иногда называли «компаньёлками». Седло и подседельный штырь диаметром 25 мм так же установлены современные, чтобы немного снизить вес велосипеда и придать ему законченный внешний вид.

Таким образом, вполне себе, можно дать вторую жизнь раритетному «дедушкиному» велосипеду, который будет иметь неплохие современные как скоростные, так и прочностные характеристики. Такой велосипед можно использовать для езды по городу и для участия во всякого рода велозаездах. Для групповых гонок он тяжеловат - вес получился 10,5 кг (современные алюминиевые или карбоновые «шоссеры» весят прядка 6-8 кг). Но, как говорится: «Дорогу осилит идущий!», в нашем случае - едущий. Так что, поздравляем всех велофанатов с днем велосипеда!

Тэги: Gran Fondo Russia, ЛНК, ХВЗ В-551 «Чемпион»., велоспорт, лаборатория неразрушающего контроля

comments powered by HyperComments