Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Кто такие «великие комбинаторы» мы, в нашей с вами стране, знаем благодаря Остапу Бендеру, конечно. Неутомимые деятели, главная цель которых - нажива. И ради нее, желаемой всей душой, в их умах выстроены бесчисленные схемы достижения того самого результата, достигнув который, нужно любой ценой достичь новый. Это граничит с авантюризмом, бесстрашием и подчас безумием, но риск - дело благородное, а главное - весьма прибыльное!
Видимо так и рассуждал заокеанский «великий комбинатор» на которого впоследствии рьяно ополчились американские службы. Разрешите представить - Марк Рич (настоящее имя Марсель Дэвид Райх), родился 18 декабря 1934 года в Антверпене, Бельгия.
Начав свою деловую карьеру в фирме по торговле сырьем «Филипп Бразерс», Рич за очень короткое время показал себя крайне талантливым и успешным брокером, совершив ряд успешных сделок и став главой боливийского представительства этой организации. Переехав после женитьбы в Мадрид, Рич приобрел верного партнера Пинкуса Грина, вместе с которым и были организованы все дальнейшие «комбинации». В их тандеме Марк Рич, он же «Матадор», был идейным центром, а Пинки Грин, он же «Адмирал», превосходным исполнителем. Там, в «Филипп Бразерс», эти соратники поняли всю выгоду международной торговли, в том числе со странами Ближнего Востока и бедного «третьего мира» и, безусловно, не затянули с воплощением этого в действительность! Именно так и были заключены прямые контракты на закупку нефти у арабских шейхов, в обход господствовавших на рынке «Семи сестер» - крупнейших международных нефтяных компаний. Для взаиморасчетов были использованы сложные бартерные схемы, которые удваивали, и даже утраивали прибыль компании. На очередной сделке, основанной лишь на информации о поднятии странами ОПЕК цен на нефть, трейдеры принесли «Филипп Бразерс» огромный доход, правда, запросив за это соответствующий гонорар, по миллиону долларов США. Но получили отказ и разорвали с «Филипп Бразерс» все отношения, основав в ноябре 1973 года в Цуге собственную компанию «Марк Рич энд Ко» (сейчас известная под названием «Гленкор»), переманив вдобавок основных клиентов «Филипп Бразерс». Имея такого талантливого и бесстрашного руководителя, который заключал контракты с отсталыми странами и отвергнутыми миром диктаторами, новая компания очень быстро разрослась и преуспела в торговле продукцией таких областей, как сельское хозяйство, металлургия, нефтегазовая отрасль и прочий международный рынок сырья. Отличие же заключалось в том, что компания Рича не ориентировалась на долгосрочные и дорогостоящие контракты, а работала на моментальных покупках с меньшим капиталом и количеством активов, нежели практиковали крупные компании.
В том же 1973 году грянул неслыханный нефтяной кризис, связанный с таки введенным странами ОПЕК эмбарго на ввоз арабской нефти в США. Ну, кому как, а Рич, как всегда лишь умножил свои капиталы, потому как признавал лишь бизнес и игнорировал политику, использовал свои ближневосточные контакты, чтобы обойти эмбарго и купить сырую нефть из Ирана и Ирака. Схема была запутанная, как и положено, с участием нескольких компаний Рича, в том числе оффшорных, дабы запутать налоговые ведомства. Суть была в следующем: на взятые в кредит деньги Рич покупал шестидолларовую нефть через американский концерн «Вест Техас Маркетинг» («ВТМ»). Потом эта нефть перепродавалась через добрый десяток оффшорных фирм и попадала в «Марк Рич энд Ко», которая продавала эту нефть обратно в «ВТМ» по рыночной цене. Дальше все было еще более запутано, опустим детали. Но в итоге - сотни миллионов долларов прибыли и неуплата миллионных налогов! Номинальных владельцев «ВТМ» задержала полиция, где они и дали показания против Рича и Грина, против которых следователем Санди Вайнбергом уже собирались обвинения.
Как бы там ни было, торговля продолжалась… 14 ноября 1979 года президент США Джимми Картер ввел эмбарго на всю торговлю с Ираном. Для Рича это лишь означало еще больший азарт, суливший бешеную прибыль. Иранскую нефть он продавал в Израиль по секретному трубопроводу, на прибыль покупал оружие в Северной Корее и нелегально поставлял его в Иран.
В «послужном списке» Рича и Грина действительно много «деловых партнеров», с которыми велась запрещенная международная торговля. На Кубе они кредитовали Фиделя Кастро, получив за это дешевые никель и золото. В Южную Африку, при режиме апартеида, продавалась нефть. В Советский Союз им ввозилась запрещенная к поставке пшеница, а Россия начала 90-х позволила торговать нефтью и алюминием. В марксистской Анголе финансировался ввоз оружия. Среди прочих партнеров - Ливия Муаммара Каддафи, Никарагуа, Румыния, Чили, Израиль и прочие.
А между тем следствие в отношении Рича и Грина продолжалось, пополняясь новыми фактами их деятельности. В начале 1982 года 18 сотрудникам американского филиала «Марк Рич энд Ко» были направлены повестки в суд, было получено более 50 свидетельских показаний. Но у наших махинаторов, конечно же, были грамотные адвокаты, которые не позволяли американским службам «протянуть руки» к швейцарской фирме «Марк Рич энд Ко». Да и само правительство Швейцарии взяло под опеку Рича и Грина, как защиту «государственных интересов», направляя в Нью-Йорк лучших юристов.
В 1983 году был санкционирован арест Рича и Грина. Основное обвинение было предъявлено в сокрытии 48 млн. долларов налогов и запрещенной торговле с Ираном во время эмбарго, в электронном мошенничестве и рэкете - всего по 65 уголовным делам, за которые им грозило до 300 лет тюрьмы. Но подельники укрылись в Швейцарии. Рич получил испанское и израильское гражданства, Грин - боливийское. А в начале 1993 года Марк Рич частично отошел от дел, отказавшись от контрольного пакета акций «Марк Рич энд Ко». В Америку он так и не вернулся, как не выезжал и в любую другую страну, имевшую договор с США об экстрадиции. Но прекрасно прожил в своем шикарном поместье Вилла Роза в Швейцарии.
Но закончилась эта эпопея самым неожиданным образом. Марку Ричу было подписано помилование президентом США Биллом Клинтоном, причем в самый последний день его правления, 20 января 2001 года, за несколько часов до того, как навсегда покинуть Белый дом. Причины до сих пор непонятны. Считается, что за помилование Марка Рича «просили» такие персонажи политической арены, как премьер-министр Израиля Эхуд Барак, политик Шимон Перес, лауреат Нобелевской премии Визель, король Испании Хуан Карлос и другие. Кроме того Ричем было внесено в американскую казну порядка 200 млн. долларов. И еще всемирно известный финансист имел свой благотворительный фонд, который производил колоссальные, миллионные отчисления на борьбу с лейкемией, на развитие культуры и образования - более 4 тысяч программ! И, конечно же, это лишь часть его деяний, описанная здесь. А большая часть, как незаконных, так и благородных, так и останется «за кадром».