Заметки ГИПа. "Модная тема" типового проектирования

Все примерно знают, что такое типовое проектирование и каким оно было в Советском Союзе, где многие здания строились по типовым проектам. По этой тематике в интернете можно найти много интересного. Проблема стандартизации вообще всегда была очень интересной исторической темой. Вспомните, в каком веке монеты стали выпускаться хотя бы чуть-чуть одинаковыми по весу и форме? А кирпичи, а болтики, винтики и панталоны? Мы немного отошли в сторону, хотя темы стандартизации и типизации очень близки.

Вернемся к проектированию. Данный слайд показывает типовые требования заказчика. Таких требований, конечно, может быть гораздо больше. Большинство из данных требований можно обеспечить, применяя систему типового проектирования.

Modnaya tema 1.PNG

Многие крупные нефтегазовые компании России сейчас в той или иной степени эксплуатируют тему типового проектирования. Давайте посмотрим, какие тенденции в данной сфере прослеживаются и в чем причина такого внимания к этой теме?

Во-первых, это сегодня "модная тема". Она немного схожа с инновациями (НИОКР), хотя и имеет к этому очень опосредованное отношение.

Во-вторых, крупным компаниям действительно нужны примеры, аналоги, по которым можно проектировать, как по шаблонам. Это повышает качество проекта, сроки и сужает поле "фантазии" проектировщику. А если сюда еще приплюсовать спектр применяемого в типовом проекте оборудования и материалов (хотя у каждой компании есть свои, защищенные от "чужих", реестры производителей), то еще лучше.

Modnaya tema 2.PNG

При этом нужно понимать, что у каждой крупной компании множество проектных подрядчиков, маленьких и больших, с разной квалификацией персонала и традициями проектирования. При этом, конечно, все они "свои".

В-третьих, есть соблазн сэкономить время и деньги, применяя коэффициент на повторное применение при проектировании.

В-четвертых, при наличии типовых проектов, шаблонов по объемам работ, подробных требований к сметной документаций, а еще лучше аналогов смет (можно приложить к типовому проекту), баз данных по аналогичным объектам, а также других дополнительных, более жестких требований к процедуре подготовки исходных данных для проектирования, можно значительно повысить достоверность планируемой стоимости ПИР и СМР. Однако, это отдельная тема для разговора.

Modnaya tema 3.PNG

В наше время применение компьютерных программ в проектировании стало повсеместным. При этом применение программных возможностей, наличие в самих программах элементных баз данных (например, по узлам трубопроводов), а также созданных самим проектировщиком блоков (для часто повторяемых элементов), серьезно ускоряют процесс вычерчивания. При этом, конечно, важна квалификация специалиста: скорость вычерчивания может отличаться в разы. В крупных проектных институтах имеется большой архив аналогов по проектируемым объектам. Однако, при выборе аналога случаются казусы: один отдел принимает один аналог, а другой - совсем иной, возникают "нюансы".

Процесс создания систем типового проектирования (СТП) в компаниях начинается, в общем, по-разному, но в 95% не с того, что выглядит наиболее логичным. Не определяются цели и задачи СТП, не прорабатывается концепция построения, структура, план, экономика проекта, все происходит спонтанно. И все потому, что заказчик сам не до конца понимает, что он хочет получить на выходе. Часто в компаниях грешат отсутствием единого руководства проектом (или наоборот, все замыкается на одного Руководителя, который все сам и решает), пренебрегают расчетом экономической эффективности, тщательным обоснованием тем типизации. Ну, а если всего вышеперечисленного нет, то и непонятно на выходе, достигнуты ли цели, решены ли задачи, в том ли направлении Компания движется со своим проектом, а также, что же делать дальше, когда что-то уже сделано? Проблема и в том, что руководство нефтегазовых компаний часто далеко от проектирования, и не представляет всех нюансов, и проблем этого непростого пути. И это естественно, ведь проектирование не является основным видом деятельности компаний.

Так что проблема типизации решается просто, на глазок: что первое на ум пришло, то и типизируем, и так, чтобы проектировщику ничего делать было не нужно. "Привязал" - и все, получи свои 20 копеек. Этот удивительно далекий от реальности взгляд на проблему очень часто "живет и здравствует".

Основные ошибки при внедрении системы типового проектирования можно сгруппировать по темам:

Концептуальные (стратегические):

  • Отсутствие концепции СТП, ставящей цели и задачи, а также намечающей пути достижения этих целей, отсутствие плана создания СТП, концептуальных нормативных документов.
  • Отсутствие единого органа, отвечающего и координирующего процесс типизации, работающего как на текущие задачи, так и на перспективу.

Организационные:

  • Отсутствие единой системы обозначения документов СТП, актуализации и функционирования.
  • Отсутствие ответственного органа, проверяющего правильность применения документов СТП, отвечающего на вопросы заинтересованных организаций, отсутствие постоянной адаптации документов СТП под текущие условия и требования заказчика. Это может быть какое-либо управление, отдел или группа специалистов в головном проектном институте, или инжиниринговом центре (или головной Компании) с конкретными целями, задачами и функционалом. Совмещать данную тему с производством (проектированием) практически невозможно (проектирование в крупных проектных институтах поставлено "на поток", времени у специалистов нет).

Технические:

  • Отсутствие стандартов по структуре и составу технических документов СТП, определению границ (уровня) типизации, правил использования оборудования в типовых проектах.
  • Отсутствие основополагающих стандартов предприятий, конкретизирующих требования заказчика по основным производственным темам (автоматизация, технология, электроснабжение, безопасность, экология и т.д.), являющихся основой для технических документов СТП. Например, в ОАО "АК "Транснефть" наработана огромная база таких документов (даже может быть чересчур).
  • Отсутствие стандартов использования типовых проектов при "привязке" или применении, особенно версий в формате разработки.
  • Отсутствие правил экономической оценки разработки или применения СТП.

Давайте рассмотрим вскользь историю создания СТП крупных нефтегазовых компаний.

ОАО "АК "Транснефть"

Система создавалась по принципам, описанным выше. При этом компания на самом деле наработала большой объем хорошо проработанных технических СТП, хотя теория СТП так и осталась непроработанной.

Интересна группа типовых проектов по выборочному капитальному ремонту. Это одни из самых первых типовых проектов компании. Задача ставилась следующая: сделать типовой проект, на основании которого быстро, с учетом результатов диагностики трубопровода, можно было бы разработать проект капитального ремонта. Был разработан жесткий регламент, определяющий сроки от получения данных диагностики и идентификации дефекта до выполнения СМР. Разработанный типовой проект используется как шаблон для проектной документации, проходящей затем экспертизу промышленной безопасности. Фактически, это "выборочный капитальный ремонт", на который другие нефтегазовые компании делать проект особо не заморачиваются. Однако, с учетом постоянного ужесточения требований промышленной и экологической безопасности разрабатывать подобную документацию все же в скором времени придется всем компаниям.

В компании разработаны типовые проекты по основным элементам нефтепроводов (задвижки, переходы через препятствия, камеры СОД и т.д.). Имеется значительное количество типовых проектов по резервуарам. Интересны типовые проекты по НПС (насосные перекачивающие станции), ремонту подводных переходов. История создания типовых проектов НПС началась с проекта трубопровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий Океан), причем разработка НПС и типового проекта, который предполагалось "привязывать", шла, к сожалению, параллельно.

Основные преимущества СТП ОАО "АК "Транснефть":

  • Большое количество нормативных документов по многим направлениям деятельности. Данные документы могут быть положены в основу типовых проектов. При этом такое большое количество документов требует постоянного внимания. На наш взгляд назрел момент серьезного анализа структуры и состава разработанных, и введенных в действие нормативных документов с проведением оптимизации как структуры, так и состава.
  • Большой опыт использования документов СТП при проектировании (документы прошли апробацию при применении на объектах проектирования).
  • Типовые решения разработаны на основании общих технических требований (ОТТ) на основные материалы и оборудование, что позволяет закладывать их в спецификации без указания заводов-производителей.

ОАО "Газпром"

Система начала создаваться по поручению Председателя Правления А.Б. Миллера отдельно для объектов капитального ремонта с 2011 года. Создавалась СТП под патронажем ООО "Газпром центрремонт".

К настоящему времени разработаны и находятся на этапе опытного использования унифицированные проектные решения (УПР) для капитального ремонта линейной части (в различных условиях), а также УПР для небольших площадочных объектов - задвижки, переходы и т.п. Разработаны ряд УПР по ремонту подводных переходов.

Основные преимущества СТП капитального ремонта ОАО "Газпром":

  • УПР разработаны для линейной части (чего нет, например, в ОАО "АК "Транснефть") и могут быть использованы как шаблоны (образцы) для разработки документации капитального ремонта газопроводов (не путать с выборочным (точечным) ремонтом).
  • УПР представлены как в не редактируемом, так и в редактируемом формате, и могут быть применены проектировщиком без привязки. Обоснованность такого применения должна подтверждать (при получении запроса) уполномоченная организация по ведению СТП (или экспертная организация, проводившая независимую экспертизу). Пока, на данный момент такая процедура еще действует.
  • УПР имеют состав и содержание в соответствии с последними изменениями НД РФ, и с учетом специфики требований проектирования капитального ремонта газопроводов.

ОАО "НК "Роснефть"

Система типового проектирования начала создаваться в 2009 году. При планировании работ использовался опыт в разработке типовых проектов и регламентных документов ОАО "АК "Транснефть".

Процедура создания СТП началась с подготовки аналитического информационного отчета, который описывал существующее положение в области типового проектирования, описывал структуру, цели и направления создания СТП в ОАО "НК "Роснефть". Были разработаны основные регламентные документы, однако плана развития СТП принято не было, технические документы СТП разрабатывались бессистемно, и, к сожалению, функционирование СТП в компании под вопросом. С учетом вхождения структур компании ТНК-ВР (имеющей свой опыт создания и пакет документов СТП) в ОАО "НК "Роснефть", необходимо привести документы СТП к одному знаменателю, как, впрочем, и всю систему стандартизации.

Выводы:

  1. Создание СТП требует системного подхода и постоянного внимания. СТП - живой организм, подстраивающийся под требования заказчика.
  2. Цели, путь развития СТП должны быть заданы заказчиком изначально. Корректировка целей и задач по мере развития СТП может выполняться только с учетом наличия хорошо работающей обратной связи с производством.
  3. Использование СТП должно быть экономически обосновано, иначе она превращается просто в "модную тему".

Если есть желание обсудить какие-то отдельные аспекты по СТП, ждем от Вас комментарии к этой статье.

comments powered by HyperComments