Знаменитые трубопроводы. Великая нефтяная река. К 50-летию со дня пуска магистрального нефтепровода «Усть-Балык - Омск»

В 60-х годах прошлого столетия открытие и освоение новых нефтяных месторождений в Западной Сибири привело к стремительному росту объемов добываемой в СССР нефти. Перед экономикой встал вопрос использования этого богатства. Прежде всего, необходимо было обеспечить доставку нефти из малолюдных районов Тюменской области в индустриально развитые перерабатывающие регионы. В результате было создано уникальное «созвездие» огромных нефтепроводов, остающееся и по сей день крупнейшим во всем мире. И первым реализованным грандиозным проектом стал запущенный 50 лет назад, 30 октября 1967 года, нефтепровод «Усть-Балык - Омск» (сокращенно УБО).

УБО 1.jpg

Эта история началась в 1960 году, когда на юго-западе Тюменской области, близ таежного поселка Шаим, забил первый в Сибири фонтан нефти. Вслед за этим в Среднем Приобье последовало открытие и освоение еще целого ряда высокодебитных нефтяных месторождений: Мегионское, Усть-Балыкское, Красноленинское, Нижневартовское, а затем и десятков других, включая гигантскую кладовую Самотлора. Первоначально было принято временное решение - организовать вывоз по Оби и Иртышу в баржах от расположенного близ Нефтеюганска временного наливного пункта Пим, который находился от Омска на расстоянии (по воде) более 1500 км. Первые баржи с нефтью отправили в мае 1964 года. Главным недостатком такого способа транспортировки был короткий период полноценной навигации по сибирским рекам - не более 6 месяцев в год. А что делать зимой? Останавливать месторождения?

УБО 2.jpg

Перевозка усть-балыкской нефти баржами

Именно в таких условиях в начале декабря 1963 года Правительство Советского Союза приняло решение о сооружении двух самых первых магистральных нефтепроводов от западносибирских месторождений: Шаим - Тюмень и Усть-Балык - Омск. Первый из этих трубопроводов должен был решить важную для того времени, но частную задачу - передать нефть Шаимских месторождений на наливной пункт в Тюмени (станция Войновка) для дальнейшей ее транспортировки по железной дороге. Строительство же второй магистрали решало глобальную задачу: она открывала возможность начала непрерывной круглогодичной добычи нефтей месторождений Среднего Приобья - основной нефтяной кладовой Западной Сибири. Генеральным проектировщиком этих двух нефтепроводов был определен институт Гипротрубопровод, входивший тогда в структуру Газпрома СССР. Главным инженером проекта нефтепровода УБО был назначен М.С. Кудасевич.

Уже 25 января 1964 года в Тюменском промышленном обкоме КПСС состоялось расширенное совещание, посвященное предстоящему строительству первых западносибирских нефтепроводов. Вел совещание председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков. Николай Константинович сразу взял быка за рога. Уже на первом совещании проектировщикам была поставлена задача - к завтрашнему дню определить необходимый объем капиталовложений для будущего строительства. К тому моменту были известны только предварительно определенные в Гипротрубопроводе диаметры нефтепроводов, их ориентировочная протяженность и примерная характеристика трасс, установленные в результате разработок возможных маршрутов по топографическим картам. После бессонной ночи была составлена предварительная смета по аналогам. Точность расчетов оказалась поразительная - стоимость нефтепровода «Усть-Балык - Омск» предварительно была определена в 175 млн. руб., а конечная проектная стоимость составила 206 млн. руб., включая 5 млн. руб., которые были добавлены по просьбе Тюменского обкома КПСС для нужд области.

Дальнейшие события по проектированию и строительству нефтепровода развивались бурно и стремительно. Проектные и изыскательские работы выполнялись параллельно. Трудность работ была связана с более чем 1000-километровой протяженностью трассы и со сложными условиями ее прохождения: большое количество болот, рек (в том числе крупных - Юганская Обь, Иртыш), их пойм, заливаемых весенними паводками, обводненных участков трассы и таежная глухомань, особенно на ее головном северном участке. Также необходимо было обеспечить общий коридор от района Тобольска для идущих в одном направлении с нефтепроводом «Усть-Балык - Омск» железной дороги и ЛЭП-500 Тюмень - Сургут.

Однако, несмотря на все трудности, усилиями коллектива института Гипротрубопровод проект нефтепровода УБО был закончен в ноябре 1964 года, рекомендован к утверждению 31 декабря 1964 г. решением Госстроя СССР и передан для утверждения в Совет Министров СССР.

Необходимо отметить, что в ходе проектирования институтом Гипротрубопровод (при прямом участии главного инженера проекта - М.С. Кудасевича) было принято весьма неординарное решение при установлении диаметра нефтепровода. Сопоставляя неуклонно возрастающие объемы добычи нефти в Среднем Приобье с определенной заданием производительностью перекачки (22 млн. тонн в год, что соответствовало диаметрам 720 или 820 мм) и плановыми сроками ввода магистрали в эксплуатацию, было решено увеличить диаметр нефтепровода до 1020 мм. Это позволяло выйти в перспективе на производительность перекачки в размере 47-50 млн. тонн в год.

Такое решение вскоре, 9 марта 1965 года, получило полное одобрение на заседании Президиума Правительства со стороны Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, который, одобрив и утвердив проект, дал указание немедленно приступить к его осуществлению с последующим увеличением производительности нефтепровода.

Полностью закончить изыскательские работы удалось весной 1965 года. В этот период в Гипротрубопроводе широким фронтом шла разработка рабочей документации. Эта работа выполнялась коллективом института с полной отдачей и большим напряжением сил. В те времена не все сотрудники уходили домой после 18 ч, многие работали «вторую смену» без указаний руководства. Все это позволило уже в середине 1965 года приступить к непосредственному строительству магистрали. В бой были брошены силы самых крупных строительных трестов СССР. Ход строительства контролировал Тюменский обком КПСС.

На северном плече нефтепровода отряды строителей, пришедших с трубопровода Шаим - Тюмень, начали прорубку трассы осенью 1965 г. и за одну зиму (к концу лета 1966 г.) завершили ее, пройдя 266 км до Демьянского, где создавался временный пункт налива нефти в баржи, что давало возможность сократить путь ее перевозки по Иртышу до Омска на 700 км.

УБО 3.jpg

На строительстве нефтепровода УБО

Во второй половине 1966 г. строительно-монтажные работы были развернуты по всей тесячекилометровой трассе от Усть-Балыка (ныне Нефтеюганска) до Омска. Началось сооружение подводных переходов рек Иртыш у сел Вагай и Красноярка на южном плече и Юганская Обь у Усть-Балыка на севере, а также насосных станций Каркатеевы, Демьянское, Вагай и Абатское.

29 марта 1967 г. газета «Тюменская правда» сообщала, что закончена прокладка дюкера через р. Юганская Обь, трубопровод до 114-го км головного участка заполнен нефтью и строители южного участка стремятся довести тюменскую нефть до Омского НПЗ к 50-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. А уже 27 августа того же года газета «Советская Россия» сообщила, что у села Абатское сварен последний «красный стык» и стальная магистраль сомкнулась на всем протяжении в одну нитку: 964 км основного трубопровода диаметром 1020 мм и 27 км подводящего нефтепровода диаметром 720 мм от Нефтеюганска с переходом р. Юганская Обь и ее поймы. На всем протяжении трассы пройдено 203 километра труднопроходимых, не промерзающих даже зимой болот, форсировано 85 больших и малых водных преград. Строители форсировали сооружение насосных станций и, в первую очередь, НПС Остров (головная станция в Нефтеюганске) и Вагай (на середине трассы), без которых пуск трубопровода и подача нефти на Омский НПЗ были бы невозможны. Если с вводом станции Остров не было больших затруднений, то пуск в полном объеме НПС Вагай внушал серьезные опасения, так как не представлялось возможным ввести в действие в намеченный срок электроподстанции и ВЛ 110 кВ к этой перекачивающей станции. Гипротрубопровод в сжатый срок запроектировал, а строители соорудили временную дизельную электростанцию.

УБО 4.jpg

На строительстве нефтепровода УБО

Пуск нефтепровода был осуществлен досрочно к 50-летию Октябрьской революции. Тюменская нефть пришла на Омский НПЗ и получила выход в систему транссибирских нефтепроводов Туймазы - Уфа - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск.

30 октября 1967 года, после митинга в Нефтеюганске, на двух самолетах в Омск вылетела большая группа участников строительства во главе с министром газовой промышленности А.К. Кортуновым и первым секретарем Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербиной.

УБО 5.jpg

30 октября 1967 года. В аэропорту города Нефтеюганск после митинга по случаю пуска нефтепровода «Усть-Балык - Омск»

Газета «Омская правда» 31 октября 1967 г. опубликовала информацию о состоявшемся накануне в местном Дворце культуры нефтяников торжественном собрании строителей трубопроводной магистрали, на котором А.К. Кортунов вручил символический ключ от нефтепровода директору Омского НПЗ В.А. Рябову. В том же номере газеты было опубликовано приветствие ЦК КПСС и Совета Министров СССР всем участникам строительства магистрального нефтепровода «Усть-Балык - Омск».

За достигнутые высокие производственные показатели и досрочное выполнение заданий по сооружению нефтепровода «Усть-Балык - Омск» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1968 г. орденами и медалями были награждены 199 человек, в том числе орденом Ленина - 7 человек (включая главного инженера проекта от института Гипротрубопровод М.С.Кудасевича), орденом Трудового Красного Знамени - 22, орденом «Знак Почета» - 72, медалью «За трудовую доблесть» - 48 и медалью «За трудовое отличие» - 50 человек.

Скоро стало ясно, что пуск нефтепровода УБО является только началом работ по созданию мощной системы магистральных трубопроводов для транспорта нефтей от месторождений Западно-Сибирского региона потребителям страны и на экспорт. Работы по созданию этой системы нефтепроводов велись еще долгих 20 лет, до начала 90-х гг.

Да и сам герой нашего рассказа продолжал достраиваться и модернизироваться. Прежде всего, с вводом в эксплуатацию четырех насосных станций - Каркатеевы, Демьянское, Вагай и Абатское - была полностью завершена первая очередь строительства, обеспечившая расчетную производительность нефтепровода 22 млн. т в год. Одновременно с завершением работ по первой очереди трубопровода в ускоренном темпе велись работы по второй очереди и строительству дополнительных перекачивающих насосных станций, обеспечивающих максимально возможную производительность перекачки по нефтепроводу диаметром 1020 мм в объеме 47-50 млн. т в год.

УБО 6.jpg

В настоящий момент, нефтепровод «Усть-Балык - Омск» по прежнему в работе, хотя с введением в эксплуатацию более современных нефтяных магистралей масштабы перекачки по нему уже не поражают воображение. УБО постоянно модернизируется и реконструируется, в том числе путем замены больших участков линейной части трубопровода. И, пока добывается тюменская нефть, эта первая великая рукотворная нефтяная река не должна иссякнуть!

Тэги: нефтепровод УБО, рукотворная нефтяная река, строительство нефтепровода, УБО, Усть-Балык - Омск

comments powered by HyperComments