Современные принципы организации и управления строительным производством, находящие отражение в строительных нормах и правилах, разрабатываемых в соответствии с основными положениями Закона о техническом регулировании, в настоящее время, входят в противоречие с действующей системой сметного нормирования. Формирование доказательной базы при обосновании и защите сметной стоимости строительства сложных и уникальных объектов в частности затруднено в связи со следующими факторами.

Первый фактор

Положения действующих строительных норм и правил позволяют организовать строительство сложных и уникальных объектов с учетом современных, принятых в мировой практике подходов, обеспечивающих эффективное управление ходом строительства для достижения высокого  качества и надежности возводимых объектов при рациональном расходовании финансовых средств. Однако действующие правила формирования сметной стоимости строящихся объектов, которыми руководствуются экспертные организации при оценке и подготовке заключения по сметной стоимости строительства, не позволяют сформировать соответствующие статьи затрат и соответственно эффективно внедрить в практику современные методы организации и управления строительством:

  • элементы проектного управления, включая управление рисками, стоимостью и сроками;
  • ЕРС-подряд
  • проведение инструментального строительного надзора за строительством объектов;
  • проведение технического надзора на заводах-изготовителях за производством дорогостоящего оборудования длительного срока изготовления;
  • осуществление непрерывного авторского надзора.

 Второй фактор

Строительство уникальных объектов, сооружаемых в сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях, как правило, связано с применением новых материалов, нетрадиционных технологических процессов, оборудования, отличающегося повышенными эксплуатационными показателями (наработка на отказ, ресурс, ремонтопригодность). Эти особенности не учитываются действующими документами сметного нормирования, поскольку доказательная база последних ориентирована не на прогрессивные материалы, конструкции и технологии строительно-монтажных работ, а на известные объекты-аналоги.

Существующая сметная нормативная база не учитывает:

  • новые технологии, разрабатываемые научно-исследовательскими центрами;
  • мировой опыт в области принятия технических решений, адаптируемых отечественными проектными институтами к российским условиям;
  • затраты на разработку проектов производства работ в составе рабочей документации для сложных и уникальных объектов, сооружаемых на принципах ЕРС-подряда.

Кроме того, индексы удорожания, выпускаемые уполномоченным государственным органом по вопросам ценообразования в строительстве, не учитывают структуру затрат под определенный перечень сооружений, а также специфические условия строительства и носят усредненный характер. При этом расчет индексов выполняется по объекту-аналогу «жилой дом», в котором структура затрат распределяется следующим образом:

Прямые затраты - 100%, в т.ч.:

  • оплата труда - 7%;
  • эксплуатация строительных машин и механизмов - 6%;
  • материальные ресурсы - 87%.

Данная структура затрат не отражает специфику, например, линейно-протяженных объектов (магистральные трубопроводы, ЛЭП), для которых структура затрат распределяется следующим образом:

Прямые затраты 100%, в т.ч.:

  • оплата труда - 5%;
  • ЭММ - 28%;
  • материальные ресурсы - 67%.

Изменение в структуре существенно влияет на индекс по СМР в целом, который используется в настоящее время по требованиям экспертных организаций при защите стоимости проекта.

В этой связи представляется целесообразным для объектов, строительство которых в силу их особенностей осуществляется за рамками действующих строительных норм и правил, или отличающихся спецификой структуры выполняемых видов работ, регламентировать разработку специальных (объектных, отраслевых) методик и норм сметного нормирования. Разработчиками данных документов могут стать проектные и научно-исследовательские организации, разрабатывающие комплекс взаимосвязанных документов технического и сметного нормирования. Рассмотрение и согласование данных документов может быть возложено на структуры Министерства строительства.