Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Второй год человечество находится под сильнейшим влиянием очередной болезни XXI века, коронавируса. В последние десятилетия мир потрясали и иные эпидемии, в корне изменившие образ нашей жизни. У произведений инженерной мысли тоже есть свои заболевания, опаснейшая из которых - коррозия. Многие прекрасные объекты мирового наследия пострадали от этого явления, но большинство получили своевременное лечение и стали только интереснее. Что же это за объекты? Какие плюсы можно получить от естественного внешнего воздействия на металлические конструкции? На эти и другие вопросы ответит цикл статей, посвященных известнейшим инженерным сооружениям и конструкциям XIX-XX в.в.
История
Эйфелева башня была построена, как ворота на Всемирную выставку 1889г. Она названа в честь ее конструктора - инженера Гюстава Эйфеля. Башня должна была стать наглядным символом инженерных и технологических достижений Франции. Планировалось, что она простоит всего 20 лет, ведь, как известно, с первых дней своего существования это сооружение крайне раздражало местную интеллигенцию, ратующую за неизменность облика столицы Франции. Даже существует исторический анекдот, что некий писатель (вероятно, Ги де Мопассан) регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни. На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».
Вопреки такому отношению башня прижилась, она была и радиоантенной, и телеантенной. Также она уже многие годы открыта для туристов. Сегодня внутри башни можно посетить почтовое отделение, кафе, музей восковых фигур Эйфеля и его близких, а на самом высоком этаже - смотровую с телескопами. И, конечно, сейчас истории о нелюбви к башне воспринимаются, как милая байка, ведь Железная дама, которой уже более 130 лет, является неотъемлемой частью Парижа и, пожалуй, ее самой известной и яркой достопримечательностью.
Борьба со временем
Но создатели башни не рассчитывали, что их детище будет служить городу веками. Это сооружение изготовлено из обычной стали, и естественно, ржавеет. В 1900 году Гюстав Эйфель в своей книге о башне написал, что регулярное окрашивание является залогом долгой жизни металлической конструкции. Оно защитит её от ветра, влаги и солнца. Конструктор был совершенно прав и, кстати, более подробный обзор методов защиты от атмосферной коррозии можно прочитать здесь.
Эйфелева башня не простояла бы столько лет, если бы ее не красили уже семнадцать раз, отчего ее масса (9 000 тонн) каждый раз увеличивалась на 60 тонн. Мастера-скалолазы вручную накладывают очередные слои краски, не содержащей свинец, и этот процесс длится до полутора лет.
Железная леди время от времени меняет цвет. А какого же цвета она была изначально?
С 1968 года Железная дама и до настоящего времени покрыта слоем краски, которая носит имя «Эйфелевый коричневый» — запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы. Этот факт делает Эйфелеву башню единственным в мире зданием, имеющим собственный цвет.
С 1907 башня была желто-коричневого оттенка. При этом изначально Гюстав Эйфель считал необходимым покрасить ее в красный цвет, чтобы замаскировать ржавчину. Такой башня простояла всего 3 года. Когда этот цвет надоел, ее перекрасили в охру (светло-оранжевый). В 1899 она стала двухцветной: оранжево-желтой у основания и светло-желтой в верхней части.
До сих пор цвет основания башни - более насыщенный, темный, тогда как к вершине он становится более светлым и ярким. Это делается, чтоб башня смотрелась гармонично и естественно на фоне неба.
В 2024-м году во Франции планируются Олимпийские игры. К этому событию власти хотят провести масштабную реконструкцию символа Парижа. Башню планируют снова перекрасить! Теперь в золотистый. По некоторым данным Гюстав Эйфель именно в этот цвет хотел покрасить башню.
Что ж… поживем, увидим. Благодаря потребности защищать металл от внешних воздействий, Железная Леди в который раз порадует нас сменой имиджа. Хотя, красота - материя относительная, а вот безопасность конструкции и своевременная профилактика коррозии и иных временных изменений - самое главное в процессе эксплуатации ких сложных металлических сооружений, как знаменитая Эйфелева Башня!
P.S. Сколько стоит Эйфелева башня?
С Эйфелевой башней связана еще она забавная история. В 1925-м году легендарный мошенник Виктор Люстинг, представившись заместителем генерального директора Министерства почты, подделав правительственные бланки, продал башню на металлолом. Он объяснил дилерам, что для города очень дорого содержать Башню, но не стоит афишировать эту сделку, чтоб не будоражить общественность.
Людвиг не только получил деньги за сделку. Он также получил взятку, разыграв из себя коррумпированного чиновника! На этой сделке Люстинг заработал 70 тыс. франков (около 1 млн долларов в современном эквиваленте). Конечно, затем для месье Виктора эта история ничем хорошим не закончилась.
А вот Эйфелева башня получила новый повод для обсуждения, шуток и популярности, которая растет уже 135-й год подряд.