Взрыв на газопроводе Бухара - Урал

Учитывая актуальность темы, высокий к ней интерес, а главное огромный недостаток достоверной информации в открытых источниках представляем вашему вниманию раздел статей о крупнейших авариях на объектах трубопроводного транспорта, их причинах и последствиях. И начнем, пожалуй, со знаменитого газопровода Бухара - Урал.

Бухара-Урал.jpg

Рис. 1. Разрушение газопровода Бухара - Урал вследствие протяженных коррозионных разрушений

Построен он был в тогда еще Советском Союзе во времена великих газовых строек и введен в эксплуатацию в 1963 году. Причина создания очевидна - регион Урала, в 1940-50-хх годах сосредоточивший в себе значительную часть промышленного производства страны, очень нуждался в энергоносителе. В тяжелейших природных и климатических условиях, благодаря многомесячному и даже многолетнему труду рабочих и специалистов и возник этот газопровод. Общая его протяженность в двухниточном исполнении составила 4 537 километров, причем впервые газопровод был построен из труб большого диаметра -  1020 мм (подробнее об истории строительства газопровода можно узнать в статье "Знаменитые трубопроводы. Магистральный газопровод Бухара-Урал").

Однако, все достижения советской науки и техники при строительстве данного объекта были перечеркнуты одним несущественным, на первый взгляд, обстоятельством. Трубопровод был покрыт битумным изоляционным покрытием, причем технология его нанесения была слепо скопирована с трубопроводов меньших диаметров, а именно путем налива жидкой расплавленной массы битумной изоляции на верхнюю образующую трубы. Однако при этом битумный расплав застывал раньше, чем он полностью обтекал всю поверхность трубы, и её нижняя часть на большей части протяженности трубопровода оставалась неизолированной. Поскольку значительная часть трассы многократно пересекала участки со значительной засоленностью грунта, в местах таких пересечений образовались мощные коррозионные гальванопары, усиленные за счет затрудненной дифференциальной аэрации нижней неизолированной образующей трубы, явившейся анодом таких гальванопар. Множественные коррозионные разрушения на участках значительной протяженности вызвали в конечном итоге многократную разгерметизацию газопровода с воспламенением и последующими взрывами прокорродировавших участков и протяженным разрушением газопровода (см. рис. 1). Такая форма коррозионного разрушения получила условное наименование «ленточное разрушение». После этих аварий были срочно внесены изменения в технические стандарты по защите от коррозии, запрещающие применение битумных покрытий на трубопроводах больших диаметров. Эти изменения и по сей день присутствуют в российских нормах (например, п. 4.4 ГОСТ Р 51164).

Данное событие открывает историю масштабных коррозионных разрушений магистральных газопроводов Советского Союза.

comments powered by HyperComments