Проектные, инжиниринговые,
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
«Сегодня начался монтаж магистрали «голубого топлива» - газопровода Бухара-Урал; бригада сварщиков уложила первые плети труб», - так 23 мая 1961 года сообщала газета «Правда» о начале строительства самого большого в Советском Союзе и самого мощного в мире газопровода.Из коллекции профессора В.И. Черникина
Промышленность Урала в 50-60-х годах прошлого столетия развивалась стремительно. Регион занимал ведущее место по запасам и объемам разработки железных и медных руд, хромитов, боксита, калийных солей, магнезита и платины. Горнодобывающая и обрабатывающая промышленности Урала являлись одними из богатейших и важнейших баз тяжелой индустрии СССР. Но вместе с тем, регион являлся и самым топливоёмким. Для нормального функционирования и дальнейшего развития производства на Урале требовались энергоресурсы, в частности газ, потребность в котором на тот период удовлетворялась местными источниками лишь на 60%, а к 70-м годам должна была возрасти более чем в 1,5 раза. Задачу оснащения региона газом необходимо было решать в сжатые сроки.
Вместе с тем, в тот же период стремительными темпами развивалась топливно-энергетическая промышленность страны. ХХ съезд КПСС четко предписывал оптимизировать структуру топливного баланса СССР, в которой нефть и газ должны были занять две трети всех видов топлива. Если говорить в цифрах, то добыча и производство газа в стране должны были возрасти в 15 раз, с 47 млрд. м3 в
Газли - на тот момент крупнейшее в СССР месторождение газа, находится в
Идея строительства газопровода Бухара-Урал требовала серьезнейшего осмысления и проработки. В течение двух лет до начала строительства проводились тщательные технико-экономические обоснования, изыскания и проектирование газопровода. При проектировании необходимо было учесть труднодоступность местности, предполагаемой для прохождения трассы газопровода: необжитые безводные районы, суровый климат южных пустынь, каменистое плоскогорье Устюрт, считавшееся прежде недоступным для такого строительства.
В основу системы эксплуатации газопровода Бухара-Урал закладывалось стремление к максимальному сокращению числа обслуживающего персонала наряду с максимально возможным в имеющихся природно-климатических условиях доступом к оперативному управлению газопроводом. Необходимо было предусмотреть:
Самая большая трудность состояла в выборе генерального направления трассы газопровода. Дорогостоящее строительство вынуждало прокладывать магистраль вдоль «воздушной прямой» от месторождения Газли до Свердловска (до 1924 и с 1991 года - Екатеринбург) - так называемый центральный вариант трассы протяженностью 2000 км по направлению Газли - станция Акжар Казахской ж/д - Свердловск. При такой прокладке отклонения от «воздушной прямой» не превышали 40-
Однако естественные условия центральных Кызылкумов и Приаральских Каракумов оказались слишком сложными для строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода и был намечен западный вариант прокладки трассы, через Хорезмский оазис, в обход Аральского моря вдоль восточного чинка плато Устюрт и затем по Приаральским степям и целинным землям Казахстана.
В западном варианте протяженность трассы увеличивалась до
Несмотря на увеличение протяженности почти на 200 км, технико-экономические расчеты прогнозировали даже уменьшение стоимости прокладки газопровода. Таким образом, было выбрано генеральное направление трассы: Газли - Кунград - плато Устюрт - Челябинск - Свердловск
Но в процессе строительства пришлось делать уточнения, которые имели принципиальное значение. Трассу нужно было проложить в обход основных поливных земель Хорезмского оазиса, что составляло
Однако обойти Хорезмский оазис вдоль южной границы, углубившись в пески Каракумов, было сложно. Не закрепленные растительностью каракумские барханы высотой 6-
Во избежание чрезмерных капиталовложений был принят «смешанный» вариант обхода. Наиболее тяжелый для прокладки начальный участок от
Несмотря на то, что протяженность трассы увеличилась на
При своей протяженности в
Пустынные районы - 950, в том числе:
При этом газопровод пересекает:
Общая протяженность труб газопровода в двухниточном исполнении составляла
Для противокоррозийной изоляции труб применялась битумно-резиновая мастика. Кстати, именно она послужила причиной крупной аварии на этом газопроводе (об этой аварии можно почитать в статье «Взрыв на газопроводе Бухара-Урал»). Тип изоляции (нормальный, усиленный, весьма усиленный) выбирался в зависимости от степени коррозийности грунтов. Для защиты труб от грунтовой коррозии применялась также полихлорвиниловая изоляционная липкая лента. Помимо этого, вдоль трассы были размещены станции катодной защиты и протекторные устройства.
Для закрепления пустынных земель проводились мероприятия по созданию камышитовых клеток размером 2х2 м с посадкой трав и кустарника. На тех участках, где пескозакрепительные работы не были проведены, происходило выдувание пылевых барханных песков и оголение газопровода.
Уникальность трассы газопровода требовала от проектировщиков и строителей сложных индивидуальных технических решений для каждой конкретной ситуации. Например, на переходах газопровода через естественные и искуственные водные преграды - реки с крутыми берегами, каналы, арыки, коллекторы - были в основном выполнены надземные конструкции разного типа, в зависимости от условий прохождения. Всего таких переходов было построено 158: балочных, консольных, шпрингельных и арочных.
Прокладка первой нитки газопровода завершилась в течение одного осенне-зимнего сезона 1961-1962 гг. Испытания проводились участками по 200-300 км. Впервые в отечественной практике при испытаниях газопровода применялись вертолеты МИ-1 для осмотра и контроля находящейся под давлением трубы.
В прилегающих населенных районах были приняты меры предосторожности: удалены за пределы опасной зоны люди, приостановлено движение транспорта, запрещен выпас скота и т.д. Необходимые разъяснения и объявления помещались в местной печати, передавались по радио, сбрасывались с самолетов в виде листовок на русском и узбекском языках.
В испытаниях участвовало более 400 инженерно-технических специалистов. Результаты испытаний подтвердили высокое качество проведенных сварочно-монтажных работ. Уже в ноябре 1963 года газлинский газ по первой нитке газопровода был подведен к крупным предприятиям Челябинска.
Строительство самого большого в стране и самого мощного, на тот момент, в мире магистрального газопровода Бухара-Урал позволило проектным, научно-исследовательским и строительно-монтажным организациям накопить бесценный опыт, который в дальнейшем использовался на других стройках. Эта стройка долго позиционировалась как пример братской дружбы и трудовой победы народов и республик Советского Союза. И действительно, советским людям оказалось по плечу решить очень сложную техническую задачу!